Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук, или приблизиться к привлекающему внимание предмету становятся стимулом двигательной активности. Оценивая развитие ребенка, врачи учитывают не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции. Следите и вы за этим, сверяясь с приводимыми средними показателями. Они носят ориентировочный характер, и небольшие отклонения от них возможны у вполне здорового ребенка.

В ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц - разгибателей, он лежит, прижимая согнутые в коленях ноги к животу, согнутые в локтях руки — к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец.

Психомоторное развитие ребёнка по месяцам:

В 1 — 1,5 МЕСЯЦА радостно реагирует на появление матери. Быстро двигает ручками и ножками, улыбается. Врачи называют это состояние «комплексом оживления».

В 2 — 2,5 МЕСЯЦА уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1 — 2 минуты, подымает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу».

В 3 — 4 МЕСЯЦА, лежа на животе, начинает приподыматься, опираясь на руки. Громко смеется, когда с ним играют. Улыбается маме, папе, бабушке, дедушке, настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В 4 — 5 МЕСЯЦЕВ самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке, садится. Протягивает руку за подвешенной над кроваткой игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе, Стоит при поддержке под мышки.

В 5 — 5,5 МЕСЯЦА самостоятельно поворачивается со спины на живот. Свободно берет и держит в руке удобные для захватывания предметы. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь — улыбается, когда говорят сердито, резко, — хмурится.

В 5,5 — 6 МЕСЯЦЕВ самостоятельно поворачивается с живота на спину, переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. С интересом смотрит на новую яркую чашку, тарелку, игрушку. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их.

В 7 — 8 МЕСЯЦЕВ свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Повторяет за взрослым простые слоги — «ба», «да», «па», «ма»...

В 8 — 9 МЕСЯЦЕВ начинает ползать. Встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания". Играет со взрослым «в прятки". 

В 10 — 11 МЕСЯЦЕВ свободно ползает, довольно быстро передвигается на четвереньках. Переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Знает имена близких, названия наиболее употребляемых предметов, любимых игрушек. Начинает говорить односложные и двусложные слова—«на», «дай», "мама", «папа», "баба".

В 11 — 12 МЕСЯЦЕВ самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи, хорошо произносит 5 — 10 слов, начинает складывать пирамидку, матрешку. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Понимает слова «можно», "нельзя".

СИДЕТЬ ребенок любит, это доставляет ему удовольствие. Но до тех пор, пока он не научится сидеть самостоятельно, не следует сажать его в подушки, подолгу держать в сидячем положении на руках. Это может привести к искривлению позвоночника. Пока мышцы спины еще слабы, ребенок сидит, сгорбившись, а это деформирует грудную клетку, нарушает дыхание.

СТОЯТЬ ребенок учится постепенно, так как этот навык требует развития многих групп мышц. С 2.5 — 3 месяцев следует по нескольку раз в день давать ему упираться ногами в ровную плоскость, поддерживая под мышки, с 4 — 4,5 — так же поддерживая, помогать ему "пританцовывать" на ровной плоскости, на коленях у взрослого. Опираться ребенок должен не пальцами, а всей стопой. Если он встает только на цыпочки и иначе у него не получается, обратите на это внимание врача: такая особенность в сочетании с другими симптомами может быть признаком нарушения деятельности центральной нервной системы. Научившись вставать и стоять самостоятельно, ребенок может стоять, держась за опору, столько, сколько ему хочется. Специально удерживать его в стоячем положении не надо.

ХОДИТЬ ребенок обычно начинает к году или на Один - два месяца позже. Искусственно ускорять этот навык не надо — к ходьбе ребенка исподволь готовят гимнастика, массаж, свобода движений в кроватке и манеже, стояние, ползание. Первые шаги он делает по собственной инициативе или при небольшом поощрении. Водить ребенка на «вожжах», пользоваться "ходунками" нежелательно, так как это подавляет самостоятельность, и, лишенный такой страховки, ребенок будет долго бояться ходить.

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  • ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА — порок развития тазобедренного сустава. Сразу после рождения его не всегда можно выявить, поэтому в полтора-два месяца надо обязательно показать ребенка хирургу-ортопеду. Мать и сама может предположить наличие вывиха, если у малыша, лежащего на животе или поддерживаемого под мышки, складки на бедрах располагаются несимметрично и их количество неодинаково. Если лечение начато рано, удаётся добиться успеха сравнительно простыми мерами: после вправления сустава его на несколько месяцев фиксируют в правильном положении с помощью специальных шин, Но в тех случаях, когда время для такого лечения упущено, приходится делать операцию.
  • ВРОЖДЕННАЯ КОСОЛАПОСТЬ — недоразвитие и укорочение мышц и связок стопы, из-за чего стопы ребенка стойко повернуты внутрь. Лечение начинают на 7 — 10-й день жизни, и иногда к тому времени, когда ребенок станет ходить, положение стоп удается исправить. При легких формах косолапости для этого бывает достаточно гимнастики и массажа, в более тяжелых случаях стопу постепенно приводят в нормальное положение с помощью гипсовых повязок. Если консервативное лечение безуспешно, делают операцию. Сама по себе косолапость не проходит, наоборот, по мере того как ребенок растет, она может усилиться и повлечь за собой атрофию мышц голени и ее укорочение.
  • ВРОЖДЕННАЯ МЫШЕЧНАЯ КРИВОШЕЯ - деформация мышц шеи, приводящая к неправильному положению головы. Заметным это обычно становится в конце первой, начале второй недели жизни, когда на шее со стороны пораженной мышцы появляется уплотнение. Оно постепенно увеличивается, и голова асе больше наклоняется в эту же СТОРОНУ. Такого ребенка обязательно проконсультируйте у хирурга. Детям с кривошеей уже с двухнедельного возраста назначают корригирующую гимнастику. Упражнения простые: положив ребенка на спину, с двух сторон обхватывают ладонями его голову и осторожно, плавно наклоняют ее в сторону нормальной мышцы, так, чтобы лицо оборачивалось в сторону пораженной мышцы, таким образом придавая голове нормальное положение. Упражнение надо делать 3 — 4 раза в день, по 5 — 10 минут. В кроватку ребенка укладывают так. чтобы к стене была обращена нормальная мышца. Такое положение способствует тому, что ребенок начинает сам тренировать пораженную мышцу, поворачивая голову к специально подвешенным игрушкам и другим привлекающим его внимание предметам, Гимнастику проводят длительно, иногда до двух трех лет. В некоторых случаях требуется хирургическое вмешательство.
  • ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ новорожденных развивается еще внутриутробной в результате несовместимости крови матери и плода по резус-фактору. Так бывает, когда у матери он отрицательный, а у ребенка — унаследованный от отца положительный. Проявления болезни разнообразны; они могут быть очень тяжелыми, и в этих случаях экстренную помощь оказывают ребенку еще в родильном доме. В дальнейшем он должен находиться под наблюдением врача-педиатра. Женщине, у которой кровь резус-отрицательная, надо помнить: ей нельзя делать абортов, а с наступлением беременности необходимо как можно раньше обратиться в женскую консультацию.
  • КРИПТОРХИЗМ — аномалия развития, когда одно или оба яичка задерживаются в брюшной полости или паховом канале и не опускаются в мошонку. Наличие яичек обычно проверяют уже в родильном доме, а затем и в детской поликлинике. Родителям тоже следует обращать на это внимание, Ощупывать надо осторожно, теплыми руками. Если яички (небольшие, эластичные образования) не обнаруживаются у новорожденного, волноваться преждевременно — они еще могут опуститься. Но если этого не случилось к полутора-двум годам, надо непременно обратиться к врачу и провести назначенное лечение. Мужчины, страдающие крипторхизмом, особенно двусторонним, обычно бесплодны.
  • ПЕРЕЛОМ КЛЮЧИЦЫ у новорожденных может произойти во время осложненных родов. Он бывает почти безболезненным и, как правило, хорошо и быстро срастается. Чтобы обеспечить сломанной ключице покой, под мышку ребенку со стороны перелома кладут небольшой валик и согнутую в локте руку фиксируют пеленкой. Костная мозоль образуется уже на 5 — 7-й день. Выписывая ребенка домой, врач предупреждает, надо ли продолжать тугое пеленание и на какой срок.
  • ПУПОЧНАЯ ГРЫЖА — округлое или овальное выпячивание в области пупка, возникающее из-за недостаточного развития стенки живота. Оно мало заметно, когда ребенок спокоен, но усиливается при плаче. Чтобы расширенное пупочное кольцо скорее закрылось, ребенку необходимы упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц живота. С месяца-полутора его по 5 — 10 раз в сутки на 1 — 3 минуты надо класть на живот, ежедневно делать массаж и гимнастику. Важно также предупреждать запоры. Чаще всего к трем — пяти годам пупочная грыжа ликвидируется без хирургического вмешательства. До этого возраста оперируют лишь а тех случаях, когда возникает угроза ее ущемления.