В период грудного возраста организм ребенка развивается очень активно. Объективными характеристиками этого процесса являются ежемесячные прибавки массы тела и темпы роста. В таблице 1 указаны примерные нормы нарастания этих показателей по месяцам первого года жизни и за весь истекший период.

Фото: грудничок на весах

Оценивая развитие ребенка, следует к показателям массы тела и роста при рождении прибавлять те же показатели, но за прожитый ребенком период. Сразу становится ясно, насколько физическое развитие ребенка соответствует норме, отстает от нее или опережает. Так, например, для ребенка, родившегося с массой тела 3400 грамм и ростом 51 см, нормальными показателями в возрасте 3 месяцев будут: масса тела 5600 грамм, рост 59,5 см (масса тела при рождении 3400 г + норма прибавки за истекший период 2200 г = 5600 г, соответственно рост 51 + 8,5 = 59,5 см).

Если показатели массы тела и роста у ребенка в какой-то период отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10% (в данном примере, если ребенок имеет массу тела 5100 или 6000 г), это не должно вызывать особого беспокойства — в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших колебаниях следует обратиться к врачу.

В месячном возрасте грудничок начинает активнее двигаться и реагировать на окружающий мир. В 2 месяца малыш, лежа на животе, уверенно поднимает голову и удерживает ее более или менее длительное время, а в 3 месяца он может долго лежать на животе с поднятой головой, опираясь на предплечья, позднее он уже опирается и на выпрямленные руки.

После 3 месяцев, когда исчезает физиологическая гипертония (повышенное напряжение) мышц, движения ребенка становятся более свободными. Он ощупывает и захватывает подвешенные над ним игрушки, а также поворачивается сначала на бок, а потом и на живот (в это время его уже нельзя оставлять без присмотра!).

  • Таблица 1: примерные нормы увеличения массы тела и роста у ребенка на первом году жизни в период грудного возраста

ВОЗРАСТ, мес

УВЕЛИЧЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА, граммы

ТЕМПЫ РОСТА, см

за месяц

за истекший период

за месяц

за истекший период

1

600

600

3

3

2

800

1400

3

6

3

800

2200

2,5

8,5

4

750

2950

2,5

11

5

700

3650

2

13

6

650

4300

2

15

7

600

4900

2

17

8

550

5450

2

19

9

500

5950

1,5

20,5

10

450

6400

1,5

22

11

400

6800

1,5

23,5

12

350

7150

1,5

25

В 5—6 месяцев лежащий на животе грудничок, опираясь на ладони выпрямленных рук, поднимает голову и грудь и пробует ползать сначала на животе, а позднее приподнимаясь на коленки. Семи-восьмимесячный малыш уже хорошо ползает, пытается вставать у барьера, а затем передвигаться вдоль опоры. В это же время он самостоятельно садится. Правда, сидеть с опорой он способен и в 6 месяцев, но это не следует широко практиковать, так как ребенку может очень понравиться играть сидя и он не будет стремиться самостоятельно ползать и вставать, в результате чего возможна задержка развития активных движений.

В 9 месяцев малыш стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, придерживаясь за предметы, ходит, если его держат за обе руки, быстро ползает, самостоятельно садится. У него в этот период совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую.

В 10-11 месяцев ребенок обычно уже умеет стоять без опоры, нагибаться, приседать за игрушкой, делает первые самостоятельные шаги. Ну а в 12 месяцев многие дети начинают уверенно ходить, могут залезать на невысокий диванчик, подлезать под стул или скамейку, но есть и такие, которые более охотно ползают или перебегают от одного предмета к другому.

В этот период одновременно с физическим развитием у ребенка формируется психика. К двум месяцам малыш поворачивает голову на голос взрослого, улыбается, когда с ним разговаривают, уверенно следит глазами за движущимися предметами. В три месяца он хорошо реагирует на голос, смеется, издает громкие звуки («гулит»), при общении со взрослыми оживляется, быстро двигает руками и ногами.

В 4 месяца малыш реагирует на ласковый и сердитый тон голоса, узнает близких, во время кормления придерживает руками грудь или бутылочку.

К концу первого полугодия жизни малыш начинает очень активно интересоваться окружающим, следит за действиями взрослых, начинает лепетать, произносить отдельные слоги. В 7 месяцев он уже знает названия некоторых предметов, находит их глазами по просьбе взрослого, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги. В 8 месяцев может выполнять некоторые разученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.

К 9 месяцам малыш уже знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку, хорошо владеет предметами — открывает и закрывает крышки, коробочки, матрешки, вкладывает одну игрушку в другую и т. п.

В возрасте 11 месяцев ребенок обычно начинает произносить первые слова, обозначая ими названия знакомых предметов и действий, а к году многие дети уже знают и уверенно произносят 10—12 слов. В это время ребенок может самостоятельно пить из чашки, есть из ложки, выполнять различные поручения (принести куклу, покатить мяч, снять носочек и т. п.). При правильном воспитании многие дети уже хорошо понимают значение слов «можно» и «нельзя».

Для организации правильного питания ребенка на первом году жизни важно хорошо знать его пищевые возможности, а они в основном зависят от развития органов пищеварения.

Так, у месячного малыша пищеварительный тракт довольно быстро совершенствуется. С ростом ребенка желудок увеличивается в объеме примерно на 20—25 мл в месяц и к году может вмещать 250—300 мл пищи. В двух-трехмесячном возрасте желудок занимает более горизонтальное положение, его мышечный слой увеличивается, а после приема пищи вход в него хорошо смыкается, поэтому срыгивания становятся довольно редким явлением. Постепенно нарастает активность ферментов пищеварительного тракта. Начиная с 3,5—4 месяцев ребенок уже достаточно хорошо может справляться с «инородной» пищей. В это время ему постоянно вводят некоторые пищевые добавки, а несколько позднее — прикорм.

Объективным показателем развития ребенка является прорезывание молочных зубов. Обычно первые зубы (два нижних резца) появляются в возрасте 7 месяцев (реже в 5—6). К 8 месяцам у малыша прорезываются два верхних резца, а к 9—12 — еще четыре резца (сначала прорезываются верхние, затем — нижние). Таким образом, к году малыш имеет восемь зубов и может откусывать твердую пищу, хотя пережевывать ее еще не способен.

Надо сказать, что у детей, отстающих в физическом развитии и особенно больных рахитом, зубы появляются в более поздние сроки, хотя и у здоровых детей зубы иногда прорезываются с отставанием.

Учитывая особенности пищеварительной системы грудного ребенка, важно обеспечивать ему соответствующее питание: в первые месяцы жизни — грудное материнское молоко, затем различные виды прикорма, соблюдая принципы химического и механического щажения, о чем более подробно будет сказано в следующей статье о раннем возрасте (1-3 года).