Дошкольный возраст (3—7 лет)
Возраст от 3 до 7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.
Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На четвертом и пятом годах жизни рост ребенка и прибавки массы тела несколько замедляются по сравнению с показателями раннего возраста. Однако на шестом и седьмом годах наступает период так называемого вытягивания, что связано с усилением функции желез внутренней секреции, в первую очередь гипофиза.
Одновременно с увеличением роста и массы тела постепенно увеличивается и окружность грудной клетки. При этом окружность грудной клетки в основном зависит от упитанности и физического развития ребенка.
К особенностям развития детей дошкольного возраста надо отнести их высокую двигательную активность: они много бегают, прыгают, хорошо владеют мячом, уверенно лазают по гимнастической стенке, висячей лесенке, канату. Большая подвижность требует достаточного поступления энергии и основных пищевых веществ. Поэтому организация правильного питания детей дошкольного возраста крайне необходима.
Помимо физической нагрузки многие дети дошкольного возраста испытывают значительное эмоциональное напряжение, связанное с расширением их контактов с посторонними людьми, посещением детских дошкольных учреждений, неумеренным просмотром телепередач. Может быть, поэтому у дошколят так нередки проявления упрямства, капризов. Трудности встречаются и при воспитании у ребенка необходимых гигиенических и эстетических навыков, которые в основном формируются в дошкольном возрасте. Все это также необходимо учитывать при организации питания ребенка.
Сензитивные периоды развития психофизических качеств:
- В 3-4 года - быстрота, выносливость, мышечная сила;
- В 4-5года - быстрота, выносливость, гибкость;
- В 5-6 лет - скоростно-силовые качества и выносливость;
- В 7 лет - ловкость и выносливость.
Школьный возраст (7—15 лет)
Школьный возраст — очень ответственный период жизни ребенка. Это время дальнейшего роста и развития его организма, сложной перестройки обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга, период становления личности. Все названные процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека.
При поступлении ребенка в школу изменяется не только окружающая его среда, но и весь образ жизни. Полная свобода движений теперь ограничена необходимостью значительную часть времени проводить на уроках в вынужденной позе. Кроме того, учебный процесс требует большого умственного напряжения. Ведь школьные программы с каждым годом усложняются, а совмещение уроков с производственным обучением, занятиями в спортивных кружках и секциях увеличивают физическую нагрузку.
В школьном возрасте фактически завершается физическое развитие ребенка: прекращается рост, окончательно формируются все органы и системы, происходит половое созревание.
Условно школьный возраст делят на три периода:
- период младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет)
- период среднего школьного возраста (от 11 до 13 лет)
- период старшего школьного возраста, подростковый (от 14 до 17 лет)
Со среднего школьного возраста отмечаются существенные различия в динамике физического развития мальчиков и девочек. Так, если в младшем школьном возрасте они развиваются примерно одинаковыми темпами, то в более старшем сначала у девочек, а затем и у мальчиков происходит резкий скачок в физическом развитии, связанный с усиленной деятельностью эндокринной системы, характеризующей начало полового созревания. Затем в подростковом возрасте рост сначала замедляется, а потом фактически происходит его остановка.
У девочек период наиболее интенсивного роста приходится на 11—12 лет, когда за год они вырастают в среднем на 8 см, а масса тела увеличивается на 6 кг. В этом возрасте показатели роста и массы тела у девочек выше, чем у мальчиков. К 14—15 годам увеличение роста и массы тела существенно замедляется, в 16—17 лет эти показатели становятся минимальными (0,2 см и 0,8 кг), а в 18 лет организм девушки уже можно считать полностью сформированным.
У мальчиков такие изменения в физическом развитии наблюдаются примерно двумя годами позже. Интенсивный рост отмечается в 13—16 лет, когда за год ребенок в среднем прибавляет в росте до 10 см и поправляется на 6— 7 кг. Теперь мальчики по всем показателям перегоняют девочек. К 17—18 годам средний рост юношей составляет 175—177 см, девушек — 162—163 см, средняя масса тела юношей — 64—65 кг, девушек — около 56 кг.
В подростковом возрасте практически заканчивается «перестройка» мышечной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других систем, формируются вторичные половые признаки — рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, формирование молочных желез у девочек, рост волос на лице и ломка голоса у мальчиков.
Вместе с тем психическое развитие в это время несколько отстает от физического. Подростковый возраст отличается неустойчивостью психики, повышенной раздражительностью, ранимостью, иногда отмечаются застенчивость, плаксивость. Поэтому необходимо проявлять максимум терпения, выдержки, стараться быть более внимательными к своим детям, заботиться о них. Немалая роль в этом отводится и правильной организации питания.