Период улыбок

Если в первые недели жизни ребенок лишь разглядывает вас, то на 3-м месяце жизни он недвусмысленно показывает, как ему нравится быть вместе с вами и как неприятно ему одиночество. Когда вы улыбаетесь ему, ласково разговариваете с ним, он тоже в ответ улыбается. Некоторые дети обожают улыбаться при любом проявлении вашего внимания. В 4 месяца малыш с удовольствием смеется, стоит вам начать игру с ним. Когда вы подходите к кроватке, Он протягивает навстречу руки, когда уходите, он провожает долгим взглядом. К полугоду ребенок уже сам зовет вас и как бы затевает беседу, одновременно ласково притрагиваясь к вашему лицу и волосам.

На 6-м месяце положение меняется, и вам придется ласково, но четко установить границы его поведения. Если ребенок, который, кстати, уже весьма потяжелел, пожелает без конца быть у вас на руках, придется ему в этом отказать. Вам придется все чаще становиться психологом, чтобы распознавать, когда малыш просит о чем-то, нуждается ли он в этом на самом деле или хочет утвердить над вами свою власть.

Ребенок поднимает голову

Умение поднимать и удерживать голову считается важной ступенькой в развитии малыша. Уже в конце первого месяца некоторые пытаются сделать это, но у них пока ничего не получается. С двух месяцев попытки становятся настойчивей и некоторые младенцы, лежа на животе, уже могут приподнимать головку, удерживая ее все дольше. Сначала в момент поднятия и удерживания головы малыш напрягает и ноги. Но скоро это напряжение исчезает и ребенок, лежа на животе с поднятой головой, свободно двигает ножками. Пройдет еще неделя-другая, и малыш научится не только удерживать голову, но и поворачивать ее, лежа на животе и опираясь на руки. В 6 месяцев многие дети опираются уже на вытянутые руки.

Едва малыш начинает управлять головой, как меняются все его позы. Они становятся более свободными. Теперь он сам может принимать различные положения, а если потянуть его за руки, то может и сесть. Все это дает ему новые возможности для знакомства с окружающим миром и развития интеллекта.

На короткое время, приблизительно в 4 месяца, собственные руки становятся для малыша самыми любимыми игрушками. Он то приближает их к глазам, то убирает, то разглядывает их вновь. Такой период бывает у всех детей, но у здоровых быстро проходит, и ребенок поднимается на следующую ступеньку развития.

Фото: развитие ребенка до года

Увеличение подвижности

Вам нужно приготовиться к тому, что с каждым днем ваш малыш будет становиться все более подвижным и интеллектуально развитым. Казалось бы, только что он лежал беспомощно на спине. Но прошла неделя, и он стал ловко переворачиваться на живот, крутиться во все стороны, пытаться до всего дотянуться. Вам придется удесятерить бдительность, так как малыш на некоторое время словно бы лишается инстинкта самосохранения. Очень скоро он начнет ползать, поэтому вам следует приготовить к этому всю квартиру. Убрать колющие и режущие предметы. Осмотреть электропроводку и защитить электрические розетки. Убрать горшки и вазы с подоконника на более, недосягаемое место. Если скатерть свисает со стола, то приготовиться к тому, что малыш постарается стянуть ее и, следовательно, все тяжелое, стоящее на ней, упадет ему на голову. Убрать подальше лекарства и всевозможную химию.

Но как бы ни велика была ваша предусмотрительность, постарайтесь не оставлять малыша без присмотра, потому что на несколько месяцев он превратится в чрезвычайно любопытствующее, все пробующее на вкус и ощупь существо.

7-8 месяцев — малыш учиться сидеть

В 6-7 месяцев малыш учится сидеть. Пока что он поддерживает себя на руках, которые вытянуты вперед или вдоль туловища. Если же он лежит на спине и вы легонько потянете его за руку, он сразу сядет. К 8 месяцам ребенок сидит уже без поддержки, спина у него при этом прямая, но опорой он по-прежнему пользуется. И только к концу восьмого месяца наконец отрывает руки от опоры. Многие дети, сумев самостоятельно сесть, не знают, как им снова лечь, и, устав от сидячего положения, начинают громко кричать, зовя взрослых на помощь.

В этот же период качественно меняются и движения его рук. Если прежде главным желанием малыша было ухватить вещь и сунуть ее в рот, то теперь каждый предмет он готов подолгу ощупывать, гладить, похлопывать по нему. Эти движения в ребенке нужно развивать. Поэтому хорошо, если он из кроватки станет переселяться на голый пол, на ковер или соломенную подстилку.

Движения рук усложняются

Пусть ваш малыш совершает как можно больше действий сам, например, возьмет во время еды в руки ложку. Естественно, сначала и стол, и его лицо будут в еде. Зато он скорее научится управлять собственными руками. Показывайте, как нужно вытирать ручки полотенцем, и пусть он попробует это сделать сам, потрудится над своими носочками, стягивая их с ног, постучит пальчиками по клавишам пианино.

Для ускоренного интеллектуального развития, начиная с 6-7 месяцев малышу надо играть с разнообразными вещами. Но вы, возможно, заметили, что сосредоточивать внимание он может пока лишь на одном предмете. Например, если малыш держит в руках ложку, а вы протянете ему кубик, ложка сразу выскользнет из его рук. Очень хорошо, если у него есть набор кубиков, который он с удовольствием станет складывать в коробку. Не повредит ему и легкий мяч. С каждой неделей руки малыша становятся все более ловкими, а игры его — все более сложными.

И, наконец наступает период, когда он изменит свои отношения с вами. Он захочет сделать из вас делового партнера.

Вы —деловой партнер своего ребенка

Хотя по-прежнему вы остаетесь для малыша единственным необходимым существом в мире, но, возможно, ребенок уже не с такой охотой принимает от вас ласки в тот момент, когда ему хочется заполучить игрушку и поиграть вместе с вами.

Все чаще малыш требует от вас, чтобы вы протянули ему и дали потрогать какой-нибудь предмет, — это будут статуэтки в шкафу, крышка кастрюли, книга. Психологи говорят, что общение малыша с вами перешло на более высокий качественный уровень. Такое общение называется ситуативно-деловым.

Малышу все больше требуется ваше участие в его играх. Он будет тянуть к вам волчок, чтобы вы вместе с ним заводили его, бросать мяч, чтобы вы подняли его. А как только вы поднимете мяч, он снова бросит его и станет смотреть на вас с ожиданием. Теперь он относится к вам не только как к объекту, от которого можно получить еду и ласку, но как к образцу поведения, учителю и ценителю его поступков. С вашей помощью он начинает открывать для себя смысл предметов нашей цивилизации.

Играя с вами, он будет посматривать на вас, ожидая вашей оценки, и очень обрадуется, когда вы похвалите его за какое-нибудь действие. Если же вы скажете ребенку: «Так плохо», он может обидеться, но постарается сделать так, чтобы вы его похвалили.

6-8 месяцев — это период ползания

В этом возрасте малыш уже не может оставаться спокойным наблюдателем. Он ощущает необходимость в движении. Порой обучение сидению и ползанию происходит даже одновременно, но чаще все-таки дети сначала начинают сидеть, а уж потом ползать. Большинство детей учатся ползать в возрасте 6-7 месяцев, но сначала ползут лишь назад — пятясь. Однако примерно через 2 недели они осваивают и движение вперед.

В это время вам нужно еще раз подумать о мерах безопасности. Ребенок может опрокинуть клетку с птицами и аквариум, если они стоят на низких столиках, подоконниках, может попробовать на вкус землю из цветочных горшков или опрокинуть на себя растение. Активность его удивительна и распространяется на самые неожиданные сферы. Ведь ему интересно все.

При возможности не надо чересчур ограничивать его любознательность. Любознательность - ключ к интеллекту. Пусть он дотрагивается, ощупывает все, что не причинит ему вреда и не слишком дорого стоит. Если период ползания совпал с теплой погодой — малыш может поползать и по травке. Только перед этим надо внимательно осмотреть пространство и убрать опасности, начиная с окурков, которые малыш может потянуть в рот, кончая битым стеклом, обломками металла.

И ни в коем случае нельзя оставлять малыша без присмотра. Старайтесь также не оставлять его одного в легкой коляске, на легких стульях, привязывайте к сиденью специальными ремнями — иначе ребенок может потянуться и перевеситься или опрокинуться вместе с коляской или стулом.

Стремление выпрямиться и встать

К десятому месяцу мышцы ног малыша развиваются до такой степени, что он будет пытаться выпрямиться и встать. Сначала его попытки заканчиваются падениями на попку, но очень скоро он будет стоять, держась за опору. При этом многие дети не сразу могут понять, как им вернуться из вертикального положения в положение сидя, и, устав стоять, начнут громко звать на помощь. Примерно через месяц после удачных попыток вставания малыш начинает делать первые неуверенные шаги.

Сначала ему необходимо за что-нибудь держаться. Первыми шагами многих детей оказываются шаги не вперед, а вбок. Здесь важны, с одной стороны, ваша поддержка, а с другой — стремление не слишком форсировать события. Пусть лучше малыш пойдет на несколько дней позже, чем сделает несколько робких шагов, упадет и испугается так, что на месяц-полтора задержится в желании ходить.

Очень хорошо, если ребенок и стоять и ходить будет без всякой обуви. Босиком ему проще сохранять равновесие, к тому же при этом укрепляются мышцы стопы.

Игрушки

Погремушек ребенку уже недостаточно. Ему необходимы игрушки, которые помогают тренировать сознательное отношение к предмету. Но при этом игрушки должны быть достаточно простыми, чтобы он мог с ними справиться. Здесь хороши пирамидки со стержнем и разноцветными кольцами. Малыш с удовольствием будет нанизывать кольца на стержень. Это могут быть пустая мыльница, картонная коробка с несколькими кубиками. К картонной коробке можно привязать веревочку, и она станет грузовиком, в котором кубики поедут по полу. Хороши также сборные матрешки, примитивные музыкальные игрушки — детская шарманка, ксилофон. В начале этого периода, когда у малыша начинают прорезаться зубки, важной игрушкой может стать зубное кольцо.

Игрушки должны быть простыми и безопасными. Старайтесь, чтобы ребенок проявлял в игре инициативу, и поддерживайте ее. Не надо навязывать ему свое понимание игры.

Если играть в игру будет папа или дедушка, а малыш только наблюдать со стороны, ему это очень быстро наскучит. Поэтому, показав один раз, как пользоваться игрушкой, оставьте ее в руках у малыша, скорее всего, он разберется с ней сам. Другое дело, если малыш протягивает ее вам, чтобы вы поучили его или поиграли вместе с ним. Такую инициативу надо поддерживать. Если же вы обнаружили, что новая игрушка, которую купили вы или родственники, чересчур сложна для малыша, спрячьте ее на некоторое время. Скоро ребенок будет с удовольствием играть и в нее. Пусть каждая игра доставляет ему радость от активного участия в ней и одновременно развивает навыки интеллекта, которые столь необходимы маленькому человеку.

Первые слова и звуки

Первые попытки произносить отдельные звуки и складывать их вместе, то, что называют «гулением», начнутся уже в 3-4 месяца.

Затем у малыша наступает возраст, когда он все сильнее ощущает необходимость заговорить, и вы должны ему в этом помочь. Ребенок и сам постоянно тренирует свой речевой аппарат — его лепет вы слышите ежедневно. Но для того, чтобы он мог осознанно произносить звуки человеческой речи, он должен постоянно слышать, как говорят другие, и постепенно учиться понимать слова, которые обращены к нему.

На девятом месяце малыш, как правило, уже знает свое имя, понимает, когда ему говорят «нельзя», выполняет простые устные просьбы, причем воспринимает не только ваш голос, но и речь членов семьи. Разговор незнакомых людей он станет понимать позднее — ведь у них другие интонации, мимика. К 10-12 месяцам на просьбу: «Дай чашку» — малыш протянет вам чашку; если вы скажете: «Брось мячик» — он бросит вам мячик.

Естественно, вам хочется, чтобы ребенок быстрее заговорил. Для этого старайтесь говорить с ребенком просто, ласково, но без «сюсюкания». Иначе ваши изуродованные слова малыш примет за языковую норму. Больше разговаривайте с ребенком простыми короткими фразами о тех предметах и действиях, которые ему близки и интересны. Если же вы заметили, что он хочет как бы сказать вам что-то в ответ, дайте ему такую возможность. Никогда не прерывайте малыша и поначалу не исправляйте его речь. Наоборот, ласково, с удовольствием воспринимайте любую его речевую активность. Нечаянная обида, ваше раздраженное отношение к его желанию пообщаться с вами могут надолго задержать развитие его речи.

Произнося простые инструкции, старайтесь сопровождать их действиями или действовать вместе с ребенком. Это особенно важно в играх «Ладушки», «До свидания» и многих других. Пусть малыш побольше слышит от вас песенок, потешек. Он понимает гораздо больше слов, чем может произнести.

На вопрос: «Где твоя кукла?» — он протянет куклу; если вы скажете: «Погладь собачку» — он погладит собачку, но пройдет еще немало времени, пока он научится произносить «собачка» или «кукла». Психологи утверждают, что если ребенок в состоянии обозначить голосом 5 слов, то он понимает уже 50.

Если ребенок здоров и бодр и не голоден, то наука произносить слова доставляет ему постоянную радость. Но не пугайтесь, если именно ваш малыш (чаще это происходит с мальчиками) на фоне сверстников оказывается молчуном. Способность рано разговаривать нередко передается по наследству. Если ваш малыш с удовольствием лепечет и если он здоров, то однажды заговорит обязательно. А произойдет ли это на месяц раньше или позже — большого значения не имеет. Помните, что для любого человека гораздо важнее не раннее развитие интеллекта, а постоянный интерес к жизни, умение постоянно учиться, не останавливаясь в развитии никогда.

Читайте также: