Когда появляется желанный, долгожданный ребенок, вам так хочется быстрее начать общаться с ним, чтобы показать ему безграничную вселенную человеческого мира. Но неожиданно открывается, что малышу пока нужен другой язык общения, — не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а иной — почти полностью нами, взрослыми, забытый. Вы стоите перед своим ребенком в растерянности: что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он закрыл глазки? Какой веселой говорушкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?

изображение: говорушка про петушка

У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство — его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили множество песенок, потешек и говорушек. Вспомните некоторые из них, и они помогут вернуться вам в прошлое, в раннее свое детство, обрести полузабытый вами язык. И не беда, если вы не знаете мелодии. Любовь и нежность к ребенку помогут вам создать любую, самую простую и точную музыку — музыку вашей души. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки своему ребенку, и вы почувствуете, как его душа тянется к вашей, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Колыбельные

Помните? Эти несложные песенки когда-то напевали вам мама или бабушка, а для кого-то пел и отец. Их всегда поют медленно, как бы в такт укачивающей волне, и совсем негромко. Убаюкивающий ритм, голос, наполненный любовью, создает для младенца особое поле надежности и покоя, отчего ребенок, если он здоров, быстро засыпает. Колыбельные складывает народ. Вы тоже, сами того не замечая, возможно, сочините одну или несколько убаюкивающих песен. Здесь же вы прочтете образцы старинных песенок, записанных известными фольклористами.

Баиньки-баиньки,

Спи, мой зайчик маленький,

Серенькие ушки,

Беленькое брюшко —

Маленький зайчик, маленький.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю —

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

А там бабушка живет

И калачики печет.

Ребятишкам раздает,

А девчонкам не дает.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Темна ноченька, не спится,

Наша Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Нашу Таню не пугай.

Уж ты, котинька-коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ай, люли-люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стал Сережа засыпать.

Ой, люли-люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать:

— Чем нам дитятку качать?

— Чем нам дитятку качать?

Стал Сережа засыпать. 

Пестушки

Но вот дитя проснулось. Если к нему подходить молча, с замкнутым лицом, то оно будет отставать в росте и развитии. Такой эксперимент уже был однажды проведен. Явление это назвали госпитализмом. Чтобы ребенок хорошо развивался, ему нужны не только правильное кормление и сухая постель, ему необходимы ваша улыбка, душевное тепло. Не зря в далекие времена воспитание маленького ребенка называлось словом «пестовать». И тогда же были сочинены народом особые стихи, которые так и называются — пестушки.

  • Распеленав ребенка, было принято приговаривать: 

Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хвастунюшки,

А в роток — говорок,

А в умок — разумок.

  • Маленького человечка нужно учить многому, например осознанному движению руками. Для этого тоже сочинены специальные пестушки.

Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

Рыбка плывет,

Рыбка плывет,

Рыбка плывет...

  • Такие незатейливые стишки приговаривают веселым голосом, и малыш, быстро осознав, что вы приглашаете его позабавиться, охотно включается в игру. Так появляются в его характере основы будущей активности, коммуникабельности.

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Птички, птички, птички...

  • Если малышу нравятся подвижные игры, можно, слегка его подбрасывая, приговаривать:

Чук, чук, чучки,

На горе — стручки,

Под горой — лопатки,

Бегают ребятки.

  • Вы купаете ребенка. При этом с древности повторяли такие стихи:

Вода текучая, Дите растучее,

С гуся вода — с тебя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

С гуся — вода,

С лебедя — вода,

А с тебя — худоба.

  • Если ребенок ушибся, то на этот случай народ тоже давно сочинил стишки.

У кошки болит,

У собаки болит,

У лошадки болит,

А у Ванюшки не болит.

(Понятно, что вместо Ванюшки вы легко можете вставить имя своего ребенка.)

У лисы болит,

У волка болит,

От Ванюшки боль

На березу в лес улети!

  • Ребенок еще не умеет стоять без опоры, но, держась за ваши руки или за спинку кровати, с удовольствием прыгает. Прибавить ему радости могут также стишки:

Та, та, та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Потешки

Потешки — это забавные игровые стихи. Ребенок с удовольствием включается в игру с вами, повторяя действие, которое ждут от него потешки. Игровые стихи помогают ребенку, вслушиваясь в слова, активно включаться в общую со взрослым деятельность, развивают его стремление к сотворчеству.

  • «Ладушки». В этой игре вы помогаете ребенку научиться ориентировать свои движения. Возьмите малыша на колени и начинайте рассказывать стишок, хлопая вместе с ним в ладоши, и в конце поднимите его ручки к голове.

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

— Чего на закуску?

— Хлеб да капустку.

— Чего на заедку?

— Красную репку.

— У-у-у, полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

Возможно, ваша мама или бабушка учила вас немного другому варианту тех же «Ладушек». В каждой местности они немного отличаются друг от друга.

  • «Сорока». Эта игра помогает развить более точные, скоординированные движения пальчиков.

— Сорока, сорока, Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке,

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Другому — ложечку,

А третьему — целую поварежечку!

  • «Сорока-ворона». В процессе этой старинной игры ребенок не только узнает, где у него голова, заодно вы производите массаж его ладошки, делая по ней кругообразные движения пальцем. После того как загнете четыре его пальчика один за другим, а пятый слегка потеребите, поднимите руки малыша к головке.

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

— Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А тебе не дам:

Ты в лес не ходил,

Дров не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил —

Не дам тебе кашки!

  • «Пальчик». Эта игра развивает не только осознанные движения пальцев и мышцы, которые так необходимы при точных работах и письме, но, как и предыдущая, помогает сделать массаж ладошки.

— Пальчик-мальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел.

«Коза-дереза»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками — топ, топ,

Глазками — хлоп, хлоп.

— Кто каши не ест, молока не пьет —

Забодаю, забодаю, забодаю!

Приговаривая этот стишок, можно слегка «пободать» малыша двумя пальцами, словно рогами. Малыш при этом станет смеяться и отбиваться от «козы» и этим налаживать координацию движений.