— Наконец-то, Дима, ты съел бутерброд, взятый в школу! — порадовалась мать.

Как всегда, она просмотрела содержимое ранца своего восьмилетнего сына и с удовлетворением увидела пустой пакет, в который утром положила булочку с сыром и яблоко.

— Что случилось? Откуда у тебя такой аппетит?

— Мы ходили с учительницей на прогулку, — объяснил Дима. — Сделай мне завтра бутерброд с колбасой. И дай лучше грушу, а не яблоко.

— Хорошо, лишь бы ты все съел.

— Конечно, съем.

На следующий день Дима снова принес из школы пустой пакет. Мать обрадовалась, однако удивилась неожиданному появлению у сына аппетита, которого не было у него от рождения. Решила понаблюдать, как он ест дома. Все было как обычно. Сын капризничал и ел очень мало.

— Я съел в школе обе булки, которые Ты мне положила,— объяснял Дима, отказываясь от обеда.

— Лучше, если бы ты пообедал. Может, ты не будешь брать бутерброды в школу?

Бурная реакция Димы заставила мать задуматься: почему он так настаивает на бутербродах, причем обильных и вкусных? Может быть, угощает товарищей? Пускай угощает, лишь бы сам съедал хотя бы половину.

Чтобы разрешить сомнения, мать обратилась к учительнице Димы с просьбой понаблюдать, Как он ест взятый из дому завтрак. Во втором классе это не трудно для учительницы, поэтому уже на второй день тайна усилившегося аппетита Димы была раскрыта: бутерброды съедал за него Дарек, самый рослый и сильный ученик в классе.

— Почему ты отдавал ему всю еду? Ты делился бы с ним и сам съедал хотя бы немного. Он такой рослый, а ты самый маленький в классе.

— Именно поэтому я и отдавал ему свой завтрак, - ответил Дима.

— Раньше все толкали меня сколько хотели, потому что я слабее всех и ни с кем не справлюсь. А теперь, когда я отдаю Дареку свои бутерброды, он заступается за меня и уже никто меня не трогает. Боятся его...

Фото: физическое развитие ребенка

Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, хорошо выглядели, быстро росли, правильно развивались физически. Особенно родители заботятся о здоровье малышей, понимая, какое значение это имеет для дальнейшего развития ребенка.

Любое недомогание, ангина, грипп и даже легкая простуда вызывают беспокойство всей семьи. А в настоящее время, когда почти все матери работают и в основном всегда испытывают недостаток во времени, болезнь ребенка становится источником не только огорчений, но и причиной нарушения установившегося порядка жизни семьи, влечет за собой целый ряд затруднений.

Иногда отчаявшиеся родители склонны считать, что ребенок придумывает свои болезни. Такое необоснованное чувство чаще всего возникает тогда, когда у отца и матери много работы или запланировано приглашение гостей, посещение театра, отъезд в отпуск и т.п. А ребенок в это время «преподносит» корь, ветрянку или ангину...

Все родители хотели бы видеть своих детей только здоровыми и физически хорошо развитыми. Однако не все отдают себе отчет в том, что состояние здоровья ребенка, его физическое развитие и даже внешний вид — это факторы, тесно связанны с поведением ребенка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности.

Организм и психика ребенка представляют собой неразрывное целое. Чтобы понять поведение ребенка, его реакцию в различных ситуациях, успехи или неудачи в школе, взаимоотношения с детьми, родителям надо хорошо знать состояние здоровья своего ребенка, особенности его физического развития.

Попробуем перечислить основные факторы, которые следует учитывать при оценке состояния здоровья и физического развития ребенка:

  1. Рост, вес, общее физическое развитие. Для правильной ориентировки следует сравнить полученные данные с нормами физического развития, характерными для соответствующего возраста.
  2. Общее состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость инфекциям и болезням; перенесенные ранее заболевания и возможные последствия. Для правильного развития психики особое значение имеют заболевания и травмы центральной нервной системы (например, воспаление или сотрясение мозга), а также частота заболеваний в детском возрасте. Дети, имеющие нарушения в функционировании органов зрения и слуха, требуют постоянного наблюдения. Особенно надо следить за тем, как отражаются эти заболевания на формировании психики ребенка.
  3. Моторное (двигательное) развитие ребенка. Следует обращать серьезное внимание на правильное развитие левой и правой частей тела, особенно обеих рук.
  4. Процессы физического развития. Они тесно связаны с умственным развитием ребенка. У многих детей слабое физическое развитие серьезно влияет на результаты школьной учебы. Этому вопросу дальше мы уделим особое внимание.
  5. Все дефекты и аномалии строения тела ребенка, его внешний вид. Следует учитывать, что как красивая внешность, так и различные изъяны в ней играют большую роль в формировании индивидуальных особенностей характера ребенка.
  6. Деятельность нервной системы, возбудимость, уравновешенность, общее состояние.

Изучение состояния здоровья ребенка, его физического развития дает богатый материал для психического и воспитательного воздействия. Мы перечислили наиболее важные вопросы, которые касаются только здоровых детей. Развитие и воспитание хронически больных детей являются отдельной, специфической областью, требующей особого внимания.

Если родители уже имеют пробелы в своих знаниях о физическом развитии ребенка, необходимо немедленно обратиться к врачу-педиатру районной поликлиники, детского сада или школы. Несмотря на широкое развитие медицинского наблюдения за детьми и значительный рост культурного уровня общества, к сожалению, еще есть родители, которые пренебрежительно относятся к физическому развитию своего ребенка. Они не считают обязательным систематический медицинский контроль за ним, не используют предоставленную возможность регулярно обследовать состояние здоровья ребенка. На некоторые дефекты в его развитии они не обращают внимания, считают, что ничего не сделаешь, если ребенок таким уж уродился, или утешаются мыслью, что с годами все само собой пройдет.

Дефект, не исправленный вовремя, не вылеченная болезнь, не устраненное болезненное явление в дальнейшем принимают хронический характер. Беззаботность родителей порой приводит к тому, что у ребенка формируются такие привычки, которые вызывают у него чрезмерные заботы о своем здоровье и неверное отношение к своим недостаткам. Известно, например, как легко склонить малыша со слабым зрением постоянно носить очки и как трудно договориться о том же с ребенком двенадцати-тринадцати лет. Если с детских лет ребенок привыкает к очкам, то в подростковом возрасте зрение может улучшиться или по крайней мере дефект не усилится, а ребенок не будет болезненно переживать необходимость постоянно носить очки.

Когда обнаруживаются даже незначительные отклонения в строении тела ребенка или замечается неравномерность в его физическом развитии, родителям надо немедленно обратиться за консультацией к врачу.

Состояние здоровья и общего физического развития ребенка необходимо знать не только для устранения болезненных явлений или исправления недостатков физического развития. Эти сведения должны стать для родителей одним из исходных пунктов в понимании влияния физического состояния ребенка на развитие его психики и на формирование определенных особенностей ребенка, чтобы своевременно предупредить возникновение у него нежелательных с воспитательной точки зрения черт характера.

Вернемся к примеру с Димой. Он физически наиболее слабый ребенок в классе и вследствие этого нередко попадает в трудные ситуации. Родителям и воспитателям мальчика следовало бы обратить внимание на то, что рост и вес Димы находятся для его возраста на нижней границе нормы. Отсюда вытекает первостепенная задача — улучшить его физическое развитие. Чтобы добиться этого, надо в первую очередь обратиться за советом к врачу и вместе с ним проанализировать условия жизни ребенка. Возможно, что его физическое развитие замедлилось из-за неправильного питания. Может быть, он ест мало овощей, фруктов, молочных продуктов и слишком много мучных изделий, колбасы, сладостей. Эта пища калорийна, и, наверное, по количеству ее достаточно для ребенка, но однообразие и состав продуктов нарушают аппетит. Возможно, что родители не помогли ребенку привыкнуть к тем блюдам, которые по какой-то причине ему не нравятся, не научили есть пищу, необходимую для организма, но не всегда любимую ребенком (например, творог, салат, шпинат)? Может быть, мальчик питается нерегулярно или ведет неправильный образ жизни: поздно ложится спать, мало спит, редко бывает на свежем воздухе, много времени проводит у телевизора?

Врач обратит внимание родителей на те недостатки в режиме жизни ребенка, которые они не замечали или не считали серьезными. Выполняя советы врача, можно достичь заметного улучшения в физическом развитии ребенка.

Анализируя физическое развитие ребенка, следует учитывать особенности пола. Одни требования предъявляются к мальчику, другие — к девочке.

В современных условиях благодаря достижениям науки и техники на производстве все меньше требуется физическая сила человека. Однако физическая сила продолжает оставаться одним из признаков мужества. Особенно это заметно в детских коллективах. Среди детей школьного возраста высоко ценятся физическая сила мальчика, его ловкость. От этой «оценки» часто зависит положение ребенка в среде товарищей, что в свою очередь оказывает значительное влияние на формирование его индивидуальных особенностей.

Для человека зрелого возраста порой не имеет значения развитие его физической силы. Однако ситуации, пережитые им в детстве, связанные с успехом или неудачами, причинами которых было проявление силы или слабости, могли закрепиться и отразиться на формировании характера. При этом может даже возникнуть комплекс неполноценности, при котором убеждение в отсутствии физической силы, приведет к стремлению изолироваться от людей («Я слаб, таким буду всегда, лучше жить уединенно, все равно я не смогу защититься»). И наоборот, уверенность в своей силе вызовет стремление господствовать, выдвигаться на первый план, требовать привилегий для себя («Я силен, могу подчинить себе других»).

В приведенных примерах взяты «пограничные» случаи, когда хорошее или слабое физическое развитие приводит к нежелательным результатам. Возникновение такого положения зависит не только от физических данных, но и от других особенностей ребенка, а также в значительной степени от воспитательного воздействия окружающей среды.

Родители ребенка со слабым физическим развитием, задумываясь над тем, как относиться к сыну или дочери, чтобы ликвидировать или уменьшить этот недостаток, должны заботиться и о процессе формирования отношения ребенка к самому себе. Следует учитывать, что позиция взрослых и формирующаяся под ее влиянием позиция ребенка могут быть весьма различными.

Некоторые родители часто, напоминают ребенку о его физических недостатках, выражают опасение, что у сына или дочери слабая сопротивляемость болезням, проявляют сильное беспокойство в связи с его болезненным состоянием, плохим внешним видом, недостаточным аппетитом. Очень часто отец и мать ребенка, слабо развитого физически, чрезмерно охраняя его от опасности возможного заболевания, не позволяют ему гулять в холодные или ветреные дни, кутают в любую погоду или изолируют от общения со сверстниками, опасаясь инфекции. Такие родители оберегают своих детей от домашних дел, создают им различные привилегии.

Такая позиция родителей, их слова и поступки оказывают отрицательное влияние на поведение ребенка, на его отношение к самому себе. У ребенка укрепляется убеждение в том, что он слабее других детей. Под влиянием родителей он начинает и сам усиленно заботиться о своем здоровье. Есть дети, склонные к преувеличению своих действительных и воображаемых болезней. Они требуют от всех окружающих — взрослых и ровесников — защиты и сочувствия, особых привилегий. Если это не получается, они чувствуют себя обиженными. Иногда они изолируются от товарищей, начинают убеждать себя в том, что в мире все плохо, за свое положение надо бороться, при этом используют «оружие» слабых людей: доносы, злословие, обман.

Родители детей, физически слабо развитых, не должны выражать при ребенке своего беспокойства о его здоровье. Наоборот, в удобные моменты надо внушать ему веру в безопасность его болезненного состояния. Такое поведение требует, безусловно, большого такта и известной тонкости. Речь идет не о том, чтобы взрослые пренебрегали физическим состоянием ребенка и не заботились о его здоровье. Мы говорим о том, чтобы ребенок, восприняв убеждения родителей, перестал сосредоточивать внимание на своих недугах.

Задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного отношения к своему здоровью, умение заботиться о своем организме только в той степени, которая вытекает из объективной необходимости.

Самое правильное поведение родителей — это стремление убедить ребенка в возможности преодоления своей слабости с помощью работы над собой. Если по каким-либо причинам это невозможно, ребенок должен знать, что он может компенсировать этот свой недостаток в других областях. Если физически слабый ребенок будет хорошо учиться, расти добрым и отзывчивым человеком, веселым и незамкнутым, он не будет болезненно ощущать двои физические недостатки, а окружающие его дети будут относиться к нему дружелюбно, с симпатией.

Встречаются родители, которые относятся к слабому физическому развитию своего ребенка с некоторым юмором, высказывают по этому поводу шутливые замечания, дают ласковые прозвища. Другие отцы и матери проявляют к физически слабому ребёнку раздражение. Они недовольны, что их ребенок «хуже других», они устали от его болезней.

И юмор, и раздражение родителей в этом вопросе отрицательно сказываются на детях. Влияние родителей на отношение ребенка к самому себе нельзя считать решающим и единственным фактором, формирующим черты его личности. На него влияют также и отношение к нему учителей, сверстников, знакомых, людей, а также средства массовой информации. Значительную роль играют ранее пережитые ребенком ситуации.

Однако сознательное воспитательное воздействие родителей является наиболее существенным не только потому, что именно они формируют убеждения ребенка с первых лет его жизни, но и потому, что родители являются главными организаторами его жизни, в которой создаются ситуации, помогающие ребенку получить позитивный или негативный опыт.

Например, некоторые папы и мамы, оберегая свое дитя, оправдывают его, когда он без причины не пошел на занятия в школу, когда не справился с трудной задачей или не выполнил общественного поручения. Они все объясняют плохим самочувствием ребенка. На самом же деле, он не был болен, а действовало преувеличенное опасение родителей, их боязнь переутомить свое дитя. Таким образом, родители создают ситуацию, в которой сын или дочь начинает усваивать, что свое слабое физическое развитие, не очень здоровый внешний вид можно как-то использовать и создать для себя необоснованные привилегии.

Только внимательное, объективное, очень тактичное отношение родителей к физическому развитию своего ребенка приносит соответствующие положительные результаты.

Физически слабый ребенок восприимчив к инфекционным заболеваниям, поочередно переносит все болезни детского возраста, он чаще других детей находится дома, в больнице или санатории, изолированный от привычного окружения, от нормального образа жизни. В результате ослабевают его контакты с внешним миром, ограничивается воздействие на него различных положительных стимулов, что препятствуем накоплению впечатлений и опыта. Пропуская уроки в школе, ребенок не усваивает материал, который в это время проходят его товарищи. Если позже он и восполнит эти пробелы, то знания пропущенного материала могут оказаться неполными, поверхностными. Школьнику трудно одновременно прорабатывать текущие задания и восполнять пропущенное, не всегда хватает ему на это времени. Ребенку приходится заниматься самостоятельно, иногда с помощью родителей или товарищей однако сложно компенсировать неуслышанные объяснения учителей и неучастие в общих занятиях класса.

У ребенка, часто болеющего в течение учебного года, возникают трудности в учёбе, которые приводят к неудачам и порой ошибочным оценкам его умственных способностей. Действительная же причина — в слабом физическом развитии ребенка, в его состоянии здоровья, возможно, и в условиях его развития.

Недостаточное усвоение школьной программы, к сожалению, бывает у детей из-за восприимчивости их организма к болезням, из-за физической нестойкости. От этого порой не могут уберечь своего ребенка даже самые любящие и заботливые родители. Но по крайней мере они должны понимать состояние своих детей и помогать им в преодолении трудностей.

Восприимчивость ребенка к болезням влечёт за собой и разнообразные ограничения. В первую очередь затрудняется свободная активность детей. Особые огорчения появляются в период, выздоровления, когда ребенок чувствует себя лучше, а ему еще нельзя бегать, выходить на свежий воздух, играть. Он изолирован от своих ровесников и вынужден проводить долгие часы в одиночестве или в обществе взрослых, занятых своими делами и лишь присматривающих за выздоравливающим ребенком. 

Большинство детей чувствует себя в такой ситуации плохо. Лишь у некоторых ребят потребность в общении с ровесниками развита слабее. Они сравнительно хорошо переносят одиночество, самостоятельно реализуя свои интересы и увлечения. Но и на этих детей изоляция оказывает свое влияние: усиливается нелюдимость, ограничивается запас общественного опыта, затрудняются последующие контакты с ровесниками, замедляется общее развитие, возникают трудности в формировании навыков общения с людьми.

Обособленность ребенка способствует его плохому самочувствию (особенно если он часто болеет). Он начинает чувствовать себя отверженным, трудно адаптируется среди других детей, которые свободно играют, занимаются спортом, проводят время в коллективе. Если болезнь мешает ребенку принять участие в праздновании дня рождения товарища, в новогоднем утреннике, в соревнованиях на санках или в лыжном походе, он чувствует себя еще более пострадавшим и несчастным. Сам ребенок и окружающие его взрослые не всегда понимают его тягостное положение и не пытаются это компенсировать. Переживания таких периодов могут серьезно отразиться на взглядах ребенка, который теряет веру в свои силы, приходит к убеждению, что ничего и никогда ему не удается довести до конца. Даже тогда, когда он здоров, у него не возникает желания участвовать в общественной жизни класса, так как он боится заболеть и считает бессмысленным начинать какое-либо дело, если неизвестно, сможет ли он довести его до конца.

Родители, желающие сознательно и обдуманно руководить духовным развитием своих детей, формировать качества, ценные для человека и всего общества, должны хорошо ориентироваться в процессе физического развития своего ребенка, знать состояние его здоровья. Это необходимо не только для своевременного лечения, устранения причин недостаточного развития, но и для того, чтобы учитывать особенности формирования характера ребенка.

Понимание взаимозависимости между физическим и духовным развитием и тех последствий, которые могут вызвать отклонения в общем развитии ребенка, позволяет родителям направлять свое воспитательное воздействие. Они могут по возможности предупреждать отрицательные явления, компенсировать недостатки, научить ребенка правильно относиться к индивидуальным особенностям своего организма.

Узнать о состоянии здоровья и физическом развитии своего ребенка родители могут с помощью изучения результатов медицинских обследований, а также постоянных наблюдений за поведением ребенка и внимательных, тактичных бесед с ним.

Наиболее полные знания об общем физическом развитии своего ребенка, особенно о влиянии состояния его здоровья на формирование определенных черт характера, нельзя получить в готовом виде от врача. Самые ценные сведения в этом вопросе дают собственные наблюдения родителей, их раздумья, активные действия, использование ими всего комплекса воспитательных возможностей, необходимых для формирования личности ребенка.

А возможности эти довольно велики, особенно если использовать их в самом раннем возрасте ребенка, когда его нервная система, психика весьма пластичны, когда навыки легко формируются и закрепляются.

Читайте далее: Формирование и развитие двигательных навыков ребенка