— Вставай, Павлик, уже семь часов.

Павлик, конечно, услышал мать. Он заворочался в кровати, но, повернувшись на другой бок, лишь удобнее укрылся одеялом.

— Павлик, ты опоздаешь в детский сад, а я на работу.

— Пойду с папой,— пробурчал мальчик.

— Папа сегодня ушел раньше. Вставай, уже поздно!

— Совсем не поздно, еще темно.

— Темно, потому что пасмурно. Идет дождь.

— Дождь? — Павлик наконец сел в кровати.— Тогда я не пойду в детский сад.

— Пойдешь, как всегда. С каких пор ты стал бояться дождя?

— Не пойду! Не хочу! У меня голова болит! — упрямился Павлик.— И горло у меня болит, и уши, и... и живот!

— Да ну? — удивилась мама.— Так вдруг все заболело? Ведь минуту назад ты был здоров.

— Когда ребенок больной, у него все болит. Даже сердце,— упирался Павлик.— Придет врач и даст нам освобождение.

— Но ты выглядишь совершенно здоровым! И лоб не горячий... Температуры у тебя определенно нет.

— Но я больной. И в детский сад не пойду.

— Не понимаю, почему надо оставлять тебя дома? Врач приходит только к больным детям, у которых высокая температура.

— Температура потом появится,— настаивал Павлик.— Позвони в поликлинику, и врач придет.

Однако мать стала энергично одевать сына, не дожидаясь, когда он сделает это сам. Она никак не могла понять, что с ним случилось. В чем причина? Вспомнила, что в последнее время подобное уже, бывало.

Павлик ходил в детский сад с четырех лёт. Он быстро привык к детям, воспитателям и охотно участвовал во всех играх. А в этом году, когда перешел в группу пятилетних детей, иногда без желания стал собираться в детский сад. Обычно он весело рассказывал о прошедшем дне, но в этом году уже несколько раз, рассказывая о детском саде, он вдруг притихал, становился печальным и на вопросы родителей отвечал немногословно. Мать и отец не могли понять причины такого настроения. Группу вела та же воспитательница, которая была и в прошлом году, состав детей почти не изменился... Что же произошло?

В то дождливое утро Павлик все же отправился в детский сад. Он не смог убедить мать в своей болезни, но по-прежнему был угрюм и молчалив. Только, несколько раз вздохнул:

— Льет такой дождь, а ребенку нельзя посидеть дома!

Мать, не понимая печального настроения сына, была склонна объяснить это тем, что Павлик действительно чувствует себя плохо, а признаки болезни еще незаметны.

Последний вздох сына внес ясность в сложившуюся ситуацию:

— Ах, этот дождь! И зачем он идет? Опять придется заниматься рисованием!

— Ты что же, не любишь рисовать?

— Не люблю,— коротко ответил Павлик, печально опустив голову.

В этот день, забирая сына из детского сада, мать решила поговорить с воспитательницей группы.

Оказалось, что Павлик рисует неохотно и несколько хуже других детей. В младшей группе воспитательница не придавала значения графическим занятиям, а в группе пятилетних детей (за два года до школы) эти занятия выдвинулись на первый план. В плохую погоду, когда нельзя выводить детей на прогулки, занятия рисованием проходили более длительное время.

Рисунки, картинки, вырезки из бумаги обсуждались и оценивались среди детей. Под руководством воспитательницы они отбирали наиболее удачные работы, вывешивали их на стенке, устраивая нечто похожее на выставку.

Воспитательница избегала отрицательных оценок. Она хвалила некоторые работы, старалась каждого ребенка убедить в том, что он может выполнить задание еще лучше, стремилась вызвать у детей желание совершенствовать свой труд. Несмотря на тактичный подход воспитательницы, Павлик быстро понял, что его работы самые слабые в группе. Ни один его рисунок не был вывешен на стенке. К тому же однажды одна из девочек старшей группы, взглянув на его работу, сказала:

— Какой гадкий гном! Почему ты так плохо нарисовал?

Павлик был самолюбивым ребенком. Он пытался рисовать лучше, но старание не помогало. В результате мальчик стал избегать занятий рисованием, а неприязнь к ним перешла и на общее отношение ребенка к детскому саду.

фото: ребенок заниматься физкультурой

Вместе с воспитательницей и под ее руководством родители Павлика начали принимать меры к тому, чтобы изменить отношение сына к рисованию. У мальчика оказалось недостаточное развитие двигательных навыков рук, поэтому родители с помощью различных упражнений стали помогать сыну ликвидировать недостаток.

На подобные явления родителям необходимо обращать внимание для всестороннего, гармонического развития детей. Слабо развитые двигательные навыки отрицательно влияют на самочувствие ребенка, на его взаимоотношения с ровесниками, вселяют неуверенность в собственные силы и возможности, сказываются на его отношении к трудовым действиям (Павлик не хотел рисовать, вырезать, лепить из пластилина).

Из детского сада ребенок должен пойти в школу. Уровень развития двигательных навыков рук имеет большое значение для успешной учебы, так как эти навыки необходимы школьнику не только для занятий по рисованию, но нужны ему и на уроках биологии, геометрии, географии, физики, физкультуры и других предметов.

Развитие движений рук имеет большое значение для одного из основных навыков: умения писать. У ребенка, отстающего от своих ровесников в развитии способности правильно владеть руками, скорость движений его ладони и пальцев замедленна, а точность движений несколько нарушена. Он с трудом учится писать, делает это медленнее других, некрасиво. Его тетради, даже если он очень старается, выглядят неряшливо. Такой ребенок может не сталкиваться с другими трудностями в учебе, хорошо справляться с чтением и счетом, но с самого начала учебы в школе получать низкие оценки по письму. В связи с тем что он пишет медленнее других детей, ему приходится заканчивать записи в тетрадке, в дневнике после уроков или на переменах. Поглощенный самим процессом письма, он порой не слышит того, что говорит учитель, не знает, что задано на дом. В старших классах такие дети, в конце концов, приспосабливаются к темпу, в котором пишут их товарищи, однако их письмо по-прежнему некрасиво, зачастую неразборчиво. Случается так, что учитель географии или истории ставит ученику более низкую оценку за небрежную, плохо написанную классную работу, добавляя: «Я не в состоянии прочитать твои каракули!». 

И хотя содержание работы удовлетворительное, а возможно, отличное, ученик, однако, получает более низкую отметку.

Ребенок с запоздалым развитием двигательных навыков рук особенно плохо выполняет классные задания. Нервное напряжение, часто сопутствующее процессу письма у таких детей, приводит к тому, что его классная работа, несмотря на старание, выполнена хуже домашних заданий, которые он делал спокойно, не спеша.

Запоздалое развитие движений рук у некоторых детей носит специфический характер и относится только к процессу письма и рисования. В этом случае мы говорим о пониженной способности к графическому изображению. Но бывает, что у ребенка наблюдается недостаточная координация действий, выполняемых с помощью рук, особенно тех действий, которые связаны с практическим исполнением технических работ (поделки из пластилина, вырезки из бумаги, изделия из дерева, жести, металла, шитье, вышивка, вязание). Эти дети сильнее переживают свои неудачи в школе, чем те, у которых возникают трудности только с письмом и рисованием. У них появляются осложнения на практических занятиях, когда требуется применение различных технических средств обучения (например, на уроках геометрии, физики, географии и т. п.).

Встречаются дети, которые выполняют многие движения хуже всех ровесников, потому что у них замедлено общее развитие двигательных навыков. Они неловки, неуклюжи, у них слабые результаты на занятиях физкультурой в детском саду и в школе. Их неудачи, как на уроках физкультуры, так и по другим предметам приводят к отрицательным отметкам и могут серьезно повлиять на отношение этих детей к учебе в целом.

Отрицательная оценка учителя, даже высказанная в деликатной форме (к сожалению, некоторые учителя порой позволяют себе нетактичные выражения в адрес таких учеников), насмешки товарищей, собственное убеждение в своем неумении выполнять физические упражнения вызывают у ребенка неприязнь к урокам физкультуры. Эта неприязнь может быть столь сильной, что в тот день, когда в расписании урок физкультуры, ребенок пытается симулировать болезнь.

Отношение к предмету может быть перенесено и на учителя физкультуры. У школьника может резко портиться настроение, если утром, придя на занятия, он видит преподавателя физкультуры дежурным по школе. У ребенка пропадает желание заниматься в кружке, которым руководит этот учитель, или работать в классном совете, в состав которого входит учитель физкультуры, и т. п.

Состояние физического развития ребенка очень часто определяет его положение в детском коллективе. Особенно это заметно в третьих — седьмых классах школы. Ироническое отношение товарищей, наблюдающих неумелые движения одноклассника на уроках физкультуры, может также повлиять на возникновение у ребенка отрицательного отношения к школе. Неблагоприятно складывающиеся отношения с ровесниками могут привести к тому, что способный ребенок, который мог бы хорошо учиться, начинает неохотно ходить в школу. А неприязнь к школе переносится на его общее отношение к учебе.

Если родители внимательно следят за развитием своего ребенка с первых дней его жизни, они правильно ориентируются в формировании у него двигательных навыков. Они наблюдают за тем, насколько своевременно ребенок начал садиться, вставать, ходить, овладевать различными действиями, пользоваться ложкой, вилкой, самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, преодолевать ступеньки на лестнице, лепить «пирожки» из песка, пользоваться красками, карандашами и т. п.

У детей более старшего возраста показателем правильного развития двигательных навыков является их умение ездить на велосипеде, кататься на коньках, плавать, участвовать в различных играх с мячом. При этом стоит обращать внимание, насколько охотно его принимают в игру ровесники, так как неловкого, физически слабо развитого ребенка дети чаще всего исключают из игры.

Развитие двигательных способностей своего ребенка можно наблюдать дома. Одни дети умело накрывают на стол, хорошо моют и вытирают посуду, а другие, взявшись за какую-либо работу даже с явным желанием выполнить ее как можно лучше, тут же что-нибудь разобьют, прольют или споткнутся и упадут. В этой ситуации, однако, не надо спешить с оценкой физического развития ребенка. Выводы должны быть основаны на сравнении с медицинскими нормами развития детей для данного возраста. Иногда неуклюжесть, кажущееся запаздывание развития движений могут быть из-за слишком высоких требований взрослых, не обладающих достаточными знаниями о процессе правильного развития ребенка.

Только внимательное, постоянное и всестороннее наблюдение родителей за своими детьми позволяет понять, насколько гармонично и правильно проходит их развитие, дает возможность выявить отклонения. Тогда легче будет устранить все замеченные, недостатки и с помощью тренировки (лучше под руководством специалиста) помочь ребенку в совершенствовании своих движений, не дожидаясь момента, когда он сам осознает недостатки своего физического развития и начнет болезненно на них реагировать. Даже незначительные упущения в этом направлении могут иметь серьезные последствия во всем воспитательном процессе. Физически слабо развитый ребенок может испытывать трудности в учебе и доставлять родителям большие заботы, связанные с его воспитанием.

Читайте далее: Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?