Мать с беспокойством посмотрела на часы. Уже третий час дня. Дети с отцом пошли в зоопарк, должны были вернуться к обеду... Не случилось ли что-нибудь?

Через минуту раздался нетерпеливый звонок, за ним послышался голос мужа:

— Зачем звонишь? Ведь у меня есть ключ! Не нужно беспокоить маму.

— Мама, мамочка! — кричал пятилетний Том, не обращая внимания на замечание отца.— Жаль, что ты не пошла с нами в зоопарк! Мы там видели таких замечательных зверей! Даже четырех львов и одну львицу...

— А вот и нет,— прервал его Витек, который был старше брата на два года.— Там было два льва и три львицы.

— А вот спорим, что было четыре льва! Правда, папа? Я хорошо видел. У львов есть грива, а у львиц нет...

— Каждый знает, что у львиц нет грив. Там было три львицы! Я хорошо это запомнил! Мы же долго стояли и ждали, когда один из львов рассердится и зарычит.

— Папа, правда, Витек не заметил? Было четыре льва и одна львица.— Том искал у отца подтверждения своим наблюдениям, не желая соглашаться со старшим братом.

— Мне очень жаль, но я не могу помочь вам в разрешении спора. Я не обратил внимания, сколько было львов, а сколько львиц,— улыбаясь, сказал отец.

— Так ли это важно? Мойте руки и за стол. Кстати, если ты раз в неделю, в воскресенье, отправляешься с детьми на прогулку, мог бы повнимательнее относиться к их переживаниям и впечатлениям,— тихо заметила мать.

— Трудно требовать, чтобы я проявлял такой же интерес к зверям, как дети,— улыбнулся отец.— Звери не моя специальность. К тому же я не предполагал, что количество львов и львиц станет предметом жаркого спора. Ведь там были еще слоны, обезьяны, жирафы...

Том и Витек спорили не только во время обеда, который благодаря нескольким часам, проведенным на свежем воздухе, поглощали с большим аппетитом, но и всю вторую половину воскресенья и даже в последующие дни. Наконец раздраженные родители пообещали в ближайшее воскресенье опять повести их в зоопарк, чтобы разрешить возникшую проблему.

Оказалось, что прав был Витек.

— А может быть, львы уехали и приехали львицы? — рассуждал насдававшийся Том.

— Просто ты плохо смотрел, и весь наш спор был напрасным,— заявил Витек с превосходством старшего.— В другой раз будь внимательней!

— Так может быть, попробуем сейчас? — предложила мать.— Присмотритесь внимательно к обезьянам. Дома я задам вам вопросы. Теперь уже не надо будет возвращаться в зоопарк для разрешения сомнений. Я сама хорошо все запомню.

— Ой-ой!— опечалился Том.— Обезьян тут очень много. Их нужно сосчитать? Я, наверное, не смогу.

— Нет, считать не надо. Присмотритесь, как они себя ведут, чем занимаются.

— Витек старше и опять выиграет,— огорчился Том.

И он был прав. Запас зафиксированных наблюдений зависит от возраста ребенка. Чем старше ребенок, тем точнее его наблюдения, тем лучше концентрация внимания, тем прочнее и точнее он запоминает. Поэтому вызывать соревнование двух детей, из которых одному пять, а другому семь лет, было рискованно, потому что к ним нельзя подходить с равными мерками. Такое «испытание сил» возможно, если разница в возрасте не превышает года или обоим ребятам больше лет. У детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов развитие наблюдательности, внимание, общее умственное развитие проходят очень интенсивно. Дети делают заметные успехи не только в течение двух лет или года, но даже и нескольких месяцев. Соревноваться в наблюдательности могут только дети, близкие по возрасту и степени развития.

Желание направить развитие наблюдательности у своих детей, возникшее у матери Тома и Витька, было весьма ценным. Однако необходимо было достаточно продумать и конкретизировать свои действия. Для того чтобы склонить детей к наблюдению даже в любимых ими играх, нужно хотя бы ориентировочно определить сферу, предмет и направление наблюдения. Посещение зоопарка или только обезьяньего питомника доставляет массу разнообразных впечатлений. Регистрация всех наблюдений подряд невозможна, особенно если ребенок, подобно Тому, впечатлителен. Концентрация внимания у таких детей вызывает напряжение, что отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка и в основном не дает желаемых результатов.

Мать Витька и Тома поступила правильно, обратив серьезное внимание на спор своих детей о точности наблюдений, сделанных ими в зоопарке.

Возникшая ситуация подсказала родителям необходимость тренировать наблюдательность детей. Отец и мать могли также сравнить степень наблюдательности своих сыновей, насколько богаты, точны, верны их наблюдения.

В повседневном общении с детьми родители, как правило, мало обращают внимания на их наблюдательность. Они начинают интересоваться этим чаще всего тогда, когда в развитии ребенка уже проявляются заметные пробелы. Родители с удивлением видят, как их сын или дочь постоянно теряют свои игрушки, карандаши, носки, то и дело взывая к взрослым о помощи:

 — Мама, я не знаю, где ножницы, опять куда-то делись, помоги мне найти!

— Никогда ты ничего не можешь найти! Посмотри, ножницы лежат на столе!

— И правда, лежат.

Фото: дети учат уроки

Почему ребенок не заметил ножницы, а мать увидела их сразу? Ответ на этот вопрос должен учитывать много факторов. Можно было бы сказать просто: «Потому, что у взрослого человека лучше наблюдательность, чем у ребенка». Но не всегда бывает только так. Зачастую именно ребенок замечает детали, которые проходят мимо внимания взрослых. Отец Тома и Витька был вместе с детьми в зоопарке у клетки со львами, но не заметил, сколько среди них было львиц. Может быть, он смотрел на зверей невнимательно, думая о чем-то другом, возможно, его, прежде всего, интересовало поведение сыновей, а может быть, он в это время украдкой заглядывал в газету? Смотрел вместе с детьми, но не видел.

В примере с ножницами ребенок также смотрел на них, но не замечал. Возможно, он был увлечен какой-то деятельностью, для которой ножницы хотя и были нужны, но только как вспомогательное орудие. А может быть, он привык пользоваться услугами окружающих и, как всегда, ждал их помощи, даже не пытаясь взглянуть на место, где мог находиться нужный ему предмет.

Качество, границы, содержание, устойчивость детских наблюдений определяются не только возрастом и уровнем общего развития ребенка, но и рядом других факторов, таких, как степень концентрации внимания, заинтересованность, мотивация, усилия, предпринимаемые детьми, чтобы запомнить детали ситуации или предметов. На наблюдательность влияет и самочувствие. У утомленного, возбужденного, больного или выздоравливающего ребенка степень наблюдательности значительно ниже, чем тогда, когда он спокоен и здоров. Например, от длительной концентрации внимания во время беспрерывного просмотра телевизионных передач у ребенка может на какое-то время понизиться наблюдательность.

Оценка способности к внимательному наблюдению является одним из важнейших условий, необходимых для изучения детей. Хорошо развитая наблюдательность облегчает ребенку процесс познания мира, помогает ориентироваться в различных ситуациях окружающей действительности.

Наблюдение осуществляется с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Недостатки в функционировании органов чувств, особенно зрения и слуха, ослабляют восприимчивость ребенка. Он хуже своих ровесников различает формы, цвета, их оттенки, плохо слышит звуки как в музыке, так и в устной речи. Иногда у ребенка, бывает пониженная наблюдательность, несмотря на то, что органы зрения и слуха, как показали тщательные медицинские осмотры, не имеют отклонений от нормы. Подобные трудности чаще всего возникают в первые годы учебы в школе. Причиной этого могут быть некоторые нарушения в функционировании головного мозга. В таких случаях родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.

Ребенок с дефектами органов чувств, особенно зрения или слуха, испытывает трудности в школьной учебе. Поэтому родители должны знать, насколько хорошо видит и слышит их ребенок, нет ли у него отклонений в строении и функционировании органов чувств. Эти знания дают результаты медицинских обследований, а также систематические наблюдения за ребенком в повседневной жизни.

Дефекты зрения, пониженная зрительная наблюдательность наиболее заметно проявляются во время рисования и письма. Дети, у которых процесс зрительного наблюдения проходит неправильно или замедленно, испытывают трудности в воспроизведении букв. Эти трудности, разумеется, могут возникать и по другим причинам, например из-за задержки в общем умственном или физическом развитии ребенка.

В процессе школьной учебы, особенно в период овладения чтением и письмом, большую роль играет слуховая наблюдательность. Родителям необходимо постоянно следить за состоянием слуха своего ребенка.

Хорошо развитая наблюдательность играет существенную роль во всем комплексе умственного развития ребенка, в формировании его личности. Чтобы сознательно руководить этим развитием, следить за его ходом, родители должны знать, насколько правильно, развивается наблюдательность их ребенка в соответствии с его возрастом. Окончательное заключение по этому вопросу может дать только специалист-психолог. При нарушении деятельности органов чувств надо обращаться к врачу.

Тренировать наблюдательность, прививать навыки внимательного, направленного наблюдения необходимо всем детям, а не только тем, у которых обнаруживаются недостатки в развитии.

Родители должны понять, как проходит процесс наблюдения у их ребенка, способен ли он воспринимать окружающий мир соответственно своему возрасту и уровню развития. Материал для размышлений родители могут получить с помощью изучения поведения ребенка, анализа разговоров с ним, его высказываний, его труда: рисунков, мозаики, поделок из пластилина, построек из кубиков и т. п. Много фактов дают беседы с детьми об их наблюдениях во время прогулок, просмотра книжных иллюстраций, кинофильмов, диапозитивов. Когда ребенок приближается к школьному возрасту и начинает интересоваться буквами, можно практиковать игры, которые дадут возможность оценить степень развития органов слуха. Сюда, например, относятся игры в перечисление слов, начинающихся с определенной буквы.

Беседы и игры выполняют двойную роль. Они помогают родителям изучать развитие наблюдательности у ребенка. Для ребенка же они являются тренировкой в зрительной и слуховой наблюдательности, в концентрации внимания, в совершенствовании познавательных процессов. Беседы и игры с родителями для детей дошкольного возраста являются прекрасной подготовкой к началу учебы в школе, а более старшим ребятам они облегчают учебу. Особенно они нужны детям с нарушениями в развитии органов чувств. Однако эта тренировка должна проводиться под наблюдением специалиста, который дает родителям соответствующие рекомендации.

Читайте далее: Умеет ли ребенок концентрировать свое внимание?