«А теперь мячом завладела команда Манчестера... Обратите внимание на крайнего нападающего, который...» — гремел репродуктор телевизора.

— Ты не мог бы убавить звук? У меня голова болит.

Муж повернул регулятор громкости, но совсем немного.

— Пойду в комнату к детям,— вздохнула жена, они готовят уроки, у них должно быть тихо.

В комнате, где расположились Ева и Андрей, звуков телевизионной передачи не было слышно. Одиннадцатилетняя дочь готовила уроки за откидным столом секретаря, восьмилетний сын — за столиком у окна.

Как только мать открыла дверь в комнату, Ева сразу же оторвала взгляд от книги. Но мать быстро приложила палец к губам, призывая к молчанию. Андрей же не обратил внимания на появление матери и продолжал старательно писать.

Мать села на диван-кровать, стоящий в глубине комнаты, в надежде немного отдохнуть. Но не прошло и пяти минут, как она услышала голос дочери:

— Мамочка... У меня задачка не получается.

— Прочти внимательно условие и хорошо подумай.

— Три раза читала и думала долго.

— Покажи-ка задачку,— сказала мать, вздохнув.— Она ведь совсем простая, ты ошиблась в делении.

— Простая для тебя, мамочка, а не для меня,— весьма шумно объяснила Ева.

— Тише! — остановила ее мать.— Ты мешаешь Андрею.

— Ему ничто не мешает,— пожала плечами Ева.— Из пушки стреляй, он не сдвинется со стула, 

— А зачем мне двигаться? Вот закончу уроки и пойду гулять,— раздался голос Андрея.

Ева снова села заниматься. Мать, забыв о головной боли и своем намерении вздремнуть, незаметно наблюдала за детьми. Ева вначале потянулась, зевнула, потом придвинула учебник и тетрадь по арифметике, но писать не стала. Взяла в руки другую тетрадь, перелистала несколько страниц и принялась что-то вполголоса напевать.

— Может быть, ты сначала закончишь уроки, а потом будешь петь? — тихо заметила мать.— Меня всегда удивляет, почему ты так долго их готовишь.

— Сейчас мне нужен небольшой перерыв,— пыталась оправдаться Ева.

— Этот перерыв уже продолжается около часа, ты не занимаешься и не отдыхаешь,— говорила мать.

— Она всегда так,— вмешался Андрей.

Мать увидела, что сын уже выполнил все уроки, а дочь еще за них не принималась. Дети сели заниматься в одно время. В чем же дело?

Сцена, приведенная выше, характерна для многих семей. Дети готовят уроки в основном во второй половине дня. Родители в это время чаще всего заняты своими делами: смотрят телевизионную программу (преимущественно отцы), выполняют различную домашнюю работу (матери). В тот день мать Евы и Андрея из-за головной боли не могла заниматься хозяйством и в поисках тишины зашла в комнату детей. Она стала случайным наблюдателем процесса их работы над уроками. Наблюдения дали весьма любопытные результаты.

Дочери — ученице пятого класса — было задано на дом много уроков, сыну — ученику третьего класса — значительно меньше. Однако дело совсем не в этом. Главное — в стиле работы. Андрей занимался недолго, но эффективно: примерно за час приготовил все уроки. Он ни разу не встал из-за стола, отрывался от работы ненадолго, тут же возвращаясь к урокам, во время занятий не интересовался окружающим, не смотрел в окно.

Совсем иначе вела себя Ева. Она часто отвлекалась от уроков, реагировала на все внешние раздражители и вскоре вообще перестала заниматься, почувствовав себя усталой. Ева не смогла самостоятельно решить задачку. Даже не пытаясь понять ее и преодолеть трудности, она сразу же обратилась за помощью к матери. Работа девочки отличалась бессистемностью, отсутствием организованности. Ева провела много времени за учебниками, однако не выполнила ни одного задания.

Оценивая процесс работы над уроками этих двух детей, можно отметить, что Андрей трудился хорошо, Ева значительно хуже. Можно ли из этого сделать вывод, что Ева — девочка ленивая? Конечно, нет. Она хотела приготовить уроки, приложила определенные усилия, заставляя себя заниматься. Однако она достигла минимальных результатов. Причина такого явления — слабая концентрация внимания. Девочка не сумела оставить на время все другие дела и сосредоточить внимание только на уроках. Концентрация внимания у нее была не только слабой, но и кратковременной.

Умение концентрировать свое внимание имеет большое значение для результатов любого труда, особенно умственного. Ребенок, умеющий внимательно слушать объяснения учителя в школе, легче усваивает материал. Ему требуется значительно меньше времени для выполнения домашних заданий. Он знает, как надо решить задачу по математике или выполнить урок по географии, он помнит новую тему, которую объяснял в классе учитель, поэтому с помощью учебника он закрепляет полученную в школе информацию, дополняя ее сведениями, содержащимися в учебниках.

Дети, обладающие хорошей концентрацией внимания, работают не только быстрее, но и производительнее, точнее, лучше. Многие ошибки при выполнении заданий возникают у школьников из-за того, что они невнимательно прочитали условие задачи или упражнения, небрежно переписали содержание того или иного текста, ошиблись в элементарных арифметических действиях.

Хорошая концентрация внимания обеспечивает лучшее качество выполнения задания, способствует повышению производительности труда. Известно, что на поиски ошибок и их исправление уходит много времени и сил, которые можно было бы использовать на усвоение нового материала.

Ребенок, умеющий концентрировать внимание, благодаря этому работающий экономнее и результативнее, имеет больше времени на отдых и развлечения. Он может больше читать книг, чаще слушать музыку и смотреть телевизионные программы, заниматься спортом, встречаться с товарищами.

Умение концентрировать вниманий зависит от возраста ребенка. Дети дошкольного возраста могут в основном сосредоточиваться лишь на короткое время. Чем старше ребенок, тем дольше и лучше может концентрироваться его внимание.

Однако способность концентрировать внимание зависит не только от возраста, но и от типа нервной системы ребенка. Особые трудности возникают у детей с повышенной возбудимостью, у которых наблюдается быстрая смена возбуждения и торможения.

Хорошая концентрация внимания зависит также и от тренировки. С первых лет жизни ребенку надо создавать такие условия, при которых от него можно требовать выполнения соответствующих его возрасту заданий по концентрации внимания. На формирование умения концентрировать внимание у ребенка в первую очередь влияет семья. Беспокойная, шумная атмосфера, беспорядок в доме, нервозность взрослых, неупорядоченный образ жизни, отсутствие заботы о том, чтобы начатое ребенком дело доводилось до конца,— все это серьезно мешает развитию внимания.

Очень часто дети жалуются на перегруженность уроками, а родители соглашаются с ними, не вникая в причины их мнимой перегруженности, не понимая того, что их дети занимаются неправильно, неэкономно. Родителям порой кажется, что у ребенка нет способностей, только потому, что он не помнит, о чем шла речь на уроке, или много времени проводит над выполнением домашних заданий, достигая при этом весьма слабых результатов. На самом же деле этот ребенок чаще всего не использует полностью своих возможностей, так как не умеет концентрировать свое внимание.

Наблюдение за играми и работой ребенка может дать родителям богатейший материал для того, чтобы оценить уровень способности своего ребенка к сосредоточенности, к внимательности. Если родители приходят к выводу, что внимание у ребенка развито слабо (при этом следует учитывать возраст), необходимо срочно начинать тренировку, постоянно занимаясь формированием у ребенка наблюдательности и внимания. Чем раньше родители начинают такое наблюдение, чем раньше делают соответствующие выводы и предпринимают необходимые меры, если в этом возникает необходимость, тем эффективнее они смогут помочь своему ребенку в самом начале его трудового пути.

Читайте далее: Хорошая ли память у вашего ребенка? Что влияет на развитие памяти?

 

слайд: упражнения для развития внимания детей

изображение: пример корректурного бланка