Бабушка встретила свою дочь радостным восклицанием:

— Раздевайся скорее! Сегодня твой сын совершил великий подвиг: сказал первое слово!

— Да ну?! И что же он сказал? Мама?

— Нет! Угадай!

— Неужели «папа»?

— Тоже нет. В этом первом слове сказался весь его властный характер. Он произнес повелительно: «Дай!»

— Любопытно, повторит ли он это слово? А может, еще что-нибудь скажет?

Вся семья с нетерпением ждет момента, когда ребенок скажет первое слово. Какое оно будет? С особым напряжением ждут этого дня родители тех детей, которые начинают говорить несколько позже своих ровесников.

Первые слова, сказанные ребенком, глубоко запоминаются, повторяются и комментируются всей семьей, а иногда даже записываются. Искажение слов, неправильные выражения порой пробуждают у родителей беспокойство, а иногда воспринимаются с улыбкой: высказывания детей так милы.

Постепенно, по мере того как развивается речь ребенка, интерес близких к этой проблеме ослабевает, а затем совсем пропадает. Между тем речь ребенка, которую окружающие часто считают вполне нормальной, правильной, может иметь ряд особенностей. Поэтому стоит постоянно обращать внимание на то, как говорят наши дети. Уровень развития речи имеет весьма важное значение во все периоды жизни ребенка, в формировании его личности.

Речь облегчает ребенку контакт с окружающим миром. С помощью слов ребенок находит взаимопонимание как со взрослыми, так и с ровесниками. Благодаря речи ребенок общается с людьми и даже с животными, игрушками, к которым в младшем дошкольном возрасте часто «обращается». Это его обогащает, способствует лучшему развитию. Наблюдение за детьми, у которых речь невыразительна или с дефектами, показывает, что они труднее завязывают контакты с людьми, особенно со своими ровесниками. Их речь не всегда понятна окружающим.

Уровень развития речи, как по произношению, так и по содержанию серьезно влияет на качество семейного обучения и воспитания в дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в школе. Родной язык является самостоятельным предметом, в школах любого типа. Он играет основную роль в процессе учебы по другим предметам. Большинство знаний, которые ребенок должен усвоить, подается в школе в словесной, устной или письменной форме на родном языке.

Поэтому понимание речи, умение пользоваться ею относятся к факторам, оказывающим большое влияние на развитие и успеваемость каждого ребенка. Часто бывает так, что ученик, сравнительно слабо усвоивший урок, но умеющий передать свои знания свободно, красиво построенными фразами, получает отметку выше того школьника, который обладает лучшими знаниями, но не умеет выразить их ясно, понятно и точно.

Формирование речи тесно связано с другими психическими функциями, особенно с процессом мышления.

Родители, понимающие значение речи в формировании личности ребенка, должны обращать внимание На степень овладения им речью на каждом этапе жизни. Из каких элементов складывается развитие речи?

Один из важнейших элементов — правильное произношение. Оно зависит от общего духовного развития ребенка, а также от строения и функционирования органов слуха и речи.

Большинство детей свободно овладевают речевыми звуками в период от младенческого до школьного возраста. Ошибки в произношении слов, допускаемый детьми в дошкольном возрасте, не должны беспокоить родителей при условии, что ребенок пытается овладевать правильной речью и делает в этом успехи. Они достигаются постепенно, из года, в год. Иногда бывают внезапные скачки, заметные в течение одного месяца и даже более короткого времени. Дети часто, например, вместо звука «к» выговаривают звук «т» («тутла», а не «кукла»).

Для правильного овладения звуковой стороной речи необходимо соответствующее строение органов речи и слуха (чтобы хорошо говорить, нужно хорошо слышать). Большое влияние на речь ребенка оказывает поведение окружающих, среди которых он воспитывается. Взрослые должны говорить с детьми и между собой, особенно в присутствии детей, правильно. Есть родители, которых восхищают и забавляют ошибки в детской речи. Они начинают говорить с ребенком на его языке, употребляя умёньшительно-ласкательную форму, повторяя неправильно звучащие выражения. В результате ребенок не совершенствует свою разговорную речь, потому что не слышит правильного произношения.

У некоторых детей овладение нормальным произношением происходит замедленно, несмотря на правильное поведение окружающих. Эти дети произносят звук «ш» как «с» или шепелявят («с» звучит как «ш»), не выговаривают звонких согласных (например, вместо «домик» говорят «томик»), не выговаривают «р», плохо произносят носовые гласные, заикаются.

Ребенок с нарушениями в произношении звуков нуждается в обследовании и лечении у специалиста (ларинголога, логопеда, психиатра). Родителей должны беспокоить дефекты речи ребенка, им необходимо обратиться в поликлинику к врачу-педиатру, который направит к нужному специалисту, чтобы поставить произношение всех звуков еще в дошкольном возрасте, в противном случае у ребенка могут возникнуть серьезные трудности в школе при овладении чтением и письмом.

Другим важным условием развития речи является запас слов, которыми пользуется ребенок.

У младших детей (двух-трех лет) запас слов и выражений настолько скромен, что их можно пересчитать без особого труда. На четвертом году жизни правильно развивающийся ребенок может уже использовать 1000-1500 слов, пяти летний — около 4000, а семилетний ребенок — до 24 000 слов. 

Оценить, насколько достаточен запас слов у ребенка, можно только с помощью постоянного наблюдения и изучения его речи. Вывести такую оценку не всегда помогает наблюдение, показывающее, что ребенок в целом усвоил содержание стихотворений и рассказов, содержащихся в книжках для дошкольников. В книгах часто используются слова и выражения, значение которых дети младшего возраста не понимают, поэтому авторы книг рассчитывают на объяснение взрослых.

О запасе слов у детей школьного возраста можно судить по степени понимания ими текста учебников, предназначенных для изучения в том классе, в котором они учатся. В каждом тексте может быть ряд выражений или слов, непонятных для ребенка. Учитель объясняет их на уроке, благодаря чему запас слов у детей пополняется. Если ребенок не понимает значения большей части выражений текста, это свидетельствует о недостаточном объеме словарного запаса.

Уровень развития речи определяется не только количеством слов и выражений, понимаемых и употребляемых ребенком. Многое зависит от качественного содержания речи. Ребенок двух-трех лет в основном использует имена существительные. Постепенно в его речи появляются другие части речи: глаголы, прилагательные, местоимения. Обратим внимание на то, что позже других слов у многих детей появляется местоимение «я». Ребенок говорит о себе с помощью своего имени, например: «Анечка встанет», «Миша испачкался», то есть так, как называют его окружающие люди. В трехлетнем возрасте ребенок уже должен пользоваться фразами, а в пять-шесть лет — сложными предложениями.

Понять уровень развития речи своего ребенка родителям помогает анализ его высказываний в повседневной жизни. Можно также применять и другие способы. Один из них состоит в том, чтобы предложить ребенку объяснить смысл нескольких известных ему слов. Полезно задать такого рода вопросы: «Что ты можешь рассказать о космонавте?». «Что такое мандарин?» и т. п.

Младшие дети легко воспринимают такие вопросы, охотно отвечают на них и даже сами добиваются подобных вопросов. Например, трехлетняя Маргарита на вопрос матери, что означает слово «усталые», объяснила его по-своему: «Это усталые цветы, потому что они уже спать хотят», а через минуту добавила: «Мамочка, спроси меня еще».

Когда мы спрашиваем у ребенка: «Что такое тигр?» — то хотим проверить, насколько знакомо ему понятие, и проследить, какими словами он объяснит это слово, какие употребит выражения. В связи с этим родителям следует подбирать такие вопросы, на которые ребенок может ответить, так как знаком с данным выражением, но еще многого в нем не понимает. Надо, чтобы вопросы не казались ребенку простыми и легкими. Если ребенку старшего дошкольного возраста (пяти-шести лет) задавать вопросы об очевидных вещах, он может считать их странными и даже лишними, подозревая, что его не принимают всерьез.

Как оценивать ответы ребенка?

Дети трех-пяти лет должны привести хотя бы один характерный признак предмета, о котором их спрашивают. В этом возрасте дети часто определяют практическую пригодность предмета. Например, говорят: «мандарин — для еды», «лимон — для чая», «лошадь — для езды». Иногда сопоставление нескольких ответов дает забавный эффект, например: «ложка — для еды», «хлеб — для еды» и «стол — для еды».

Дети шести-восьми лет чаще всего объясняют значение слова с помощью определения признаков предмета или его применения: «Сказка — это такая книжечка или кинофильм для детей», «Гном — это такой маленький человечек, он живет в лесу, но на самом деле его нет», «В лимоне есть витамины».

В возрасте десяти-одиннадцати лет выяснение значения слова должно быть связано с более высокими понятиями, характерными для данного предмета: «Лимон — это южный фрукт», «Гитара — это музыкальный инструмент», «Лев — это зверь, живущий в Африке».

Оценить уровень развития речи у ребенка можно с помощью анализа его высказываний во время рассматривания картинок, иллюстраций к тексту.

На вопрос: «Что ты видишь на этой картинке?» или «Что изображает эта картинка, опиши мне ее» — ребенок до трехлетнего возраста должен перечислить несколько изображенных там предметов. Шести или семилетний ребенок, описывая картинку, произносит обычно несколько фраз о ее содержании. Его наблюдения не всегда касаются главных событий, представленных на картинке. Иногда ребенок в первую очередь замечает второстепенные детали, которые по какой-то причине его заинтересовали.

Ребенок постарше, десяти-одиннадцати лет, уже может дать полное изложение содержания картины или иллюстрации, обратив внимание на ее суть. Если ребенок младше этого возраста может высказываться об иллюстрации в нескольких фразах, содержащих квинтэссенцию представленных на ней событий, это свидетельствует о хорошем развитии его речи (а также мышления), что превышает предъявляемые к детям его возраста требования.

Добиться от маленьких детей рассказа по картинке нетрудно. Дети охотно рассматривают иллюстрации в обществе взрослых, делают свои замечания, нередко утомляя отца и мать своими высказываниями.

Если ребенок не хочет говорить или его рассказ лаконичен, скуп, родителям, не следует проявлять излишнюю настойчивость и задавать вспомогательные вопросы, надо повторить попытку на следующий день. Желая услышать высказывания ребенка, взрослые часто бывают нетерпеливы, навязчивы. Эту ошибку допускают родители, которым хочется, чтобы их ребенок говорил красиво, чтобы он был (даже в их отсутствие) интеллигентным, умным во всех отношениях и более развитым, чем положено ему по возрасту. Поэтому они расспрашивают его слишком настойчиво, и в результате ребенок либо замолкает, либо родители наводят его на правильный ответ, который хотя и правилен, но не самостоятелен, поэтому мало что говорит о степени развития ребенка.

Необходимо всегда помнить, что мы стараемся изучить своего ребенка, чтобы лучше руководить его развитием, лучше воспитывать. Если мы вовремя обнаружим пробелы, недостатки в развитии и воспитании ребенка, следующим этапом нашей деятельности будет их устранение, корректировка. При этом следует помнить, что мы хотим знать, как проходит развитие нашего ребенка, хотим в некотором смысле проанализировать этот процесс, поэтому надо занять объективную позицию беспристрастного исследователя. 

Для анализа рассказа ребенка надо подобрать соответствующие иллюстрации. На них должно быть изображено действие, по содержанию близкое ребенку, понятное ему, выраженное с помощью простых средств, Например, это не должен быть только пейзаж, который можно описать поэтически, что слишком трудно для ребенка младшего возраста. Лучше, когда на картинке изображены жизнь детей (игры), животные или труд взрослых. Тема должна соответствовать возрасту ребенка. Детям постарше можно давать иллюстрации из приключенческих книг или сцены из жизни детей, (но не младших). Можно воспользоваться иллюстрациями, взятыми из детского журнала, но они должны носить реалистический характер.

Для проверки уровня развития речи ребенка лучше всего постоянно изучать и руководить им во время чтения книг, журналов или просмотра диапозитивов. В отношении младших детей это совсем несложно. Определенные трудности могут возникнуть со старшими детьми, которые менее охотно смотрят иллюстрации и тем более не любят делиться своими впечатлениями со взрослыми.

Правильно поступают те родители, которые систематически наблюдают за развитием речи своего ребенка с первых лет его жизни. Общее развитие ребенка в это время проходит наиболее интенсивно, а окружающая его семейная среда оказывает наибольшее влияние.

Уровень развития речи детей старшего возраста можно определить при анализе их высказываний в различных ситуациях повседневной жизни.

Весьма удобный случай для изучения речи ребенка представляется, например, во время его рассказа о происшествии, увиденном на улице, о событиях, имевших место в школе, а также о прочитанной книжке или просмотренном кинофильме. Обратите внимание на содержание и форму высказывания: учтены ли все важнейшие элементы действия, представлены ли они в ясной, понятной и логической форме. Умеет ли ребенок рассказать содержание своими словами или же приводит почти дословно формулировки, использованные в книге, в кинофильме? Умеет ли он пользоваться косвенной речью? Употребляет ли разнообразные определения или использует одни и те же слова?

Анализ высказывании детей может стать для родителей основой при оценке развития речи их ребенка. В то же время, не будучи специалистами, не располагая соответствующими научными знаниями, родители не всегда могут определить, насколько соответствует норме уровень развития их ребенка.

Оценку развития речи детей школьного возраста можно провести также на основе анализа их письменных работ, сочинений, переложений, переводов. Поэтому желательно, чтобы родители время от времени просматривали тетради своих детей, особенно по родному языку.

Анализируя письменные работы, следует обращать внимание на те же элементы, которые учитываются при оценке устной речи. Очень многое может сказать о развитии ребенка содержание письменных работ. По ним можно судить не только об уровне развития речи ребенка, но также и о его переживаниях, взглядах, душевных качествах. Следует обратить также внимание на орфографию и графическое качество письменной работы.

Способ выражения мыслей зависит не только от уровня развития речи и общих умственных способностей. Влияние оказывает и эмоциональное состояние ребенка, его чувства и индивидуальные черты характера. Некоторые дети высказываются кратко, лаконично совсем не потому, что встречаются с трудностями в устной речи, а потому, что неохотно делятся своими переживаниями и чувствами, проявляют ограниченную потребность в контакте с окружающими людьми. Некоторые дети, особенно в подростковом возрасте, охотнее разговаривают с ровесниками, нежели со взрослыми. Изучая своих детей, родители должны в первую очередь следить за формированием личности своего ребенка, за его общим физическим и нравственным развитием, так как все отдельные процессы между собой тесно связаны.

Приведенные нами примеры оценки развития речи у детей разного возраста могут оказать родителям лишь некоторую помощь. Для полной картины надо провести еще целый ряд наблюдений, сопоставив их результаты с возрастными нормами. Однако такие наблюдения надо проводить под руководством специалиста, в соответствии с индивидуальным развитием каждого ребенка.

Если ребенок младшего возраста говорит так же, как старшие дети, то можно считать, что развитие речи у него проходит ускоренно. Но это не всегда свидетельствует о высоком общем умственном развитии, хотя и существует тесная связь между уровнем развития речи и мышлением. 

На развитие речи ребенка оказывает большое влияние среда, в которой он живет. Ребенок учится говорить благодаря общению с окружающими, особенно с взрослыми людьми. От эффективности этих контактов зависит запас слов ребенка и степень их использования. Речь ребенка очень часто отражает культурный уровень семьи. 

Детские ясли и детский сад играют большую и очень полезную роль в развитии и воспитании детей. Однако, самым маленьким детям, до трех и даже четырех лет, особенно необходим непосредственный индивидуальный контакт с самыми близкими людьми — матерью и отцом. Общение с ними серьезно влияет на уровень и темп развития речи ребенка.

Семейная среда является решающим фактором в развитии речи ребенка и в последующие периоды, тогда, когда он поступает в школу и в его воспитании уже участвует коллектив учителей. В школьном возрасте, особенно в старших классах, очень часто влияние школьной среды сильнее семейного, так как в эти годы ребенок много времени проводит в школьном коллективе среди своих ровесников. Об этом свидетельствует, например, быстрота распространения среди школьников ученического жаргона.

Мы призываем родителей как можно чаще размышлять о развитии речи своего ребенка, анализировать факторы, которые привели к тому или иному уровню развития ого речи. 

Необходимость такого анализа чаще всего возникает тогда, когда родители убеждаются в том, что у ребенка весьма убогий запас слов, что он постоянно употребляет одни и те же определения, неправильно строит фразы, Может быть, в этом виноваты родители? Может быть они слишком мало времени уделяли ребенку, не помогали ему правильно формулировать свои мысли и, наоборот, одергивали: «Сиди тихо!», «Не мешай, видишь, я занят»? Может быть, родители радовались тому, что ребенок постоянно играет в углу один, ведет себя тихо и ни о чем не спрашивает? Может быть, они не давали поводов для разговоров, не предлагали темы, лишая ребенка возможности познавать окружающий мир? Или, наоборот, родители перегружали нервную систему ребенка разговорами, со слишком сложным содержанием или легкомысленно относились к просмотру телевизионных передач, программа которых не соответствовала возрасту ребенка?

А может быть, когда-то они восхищались забавными искажениями слов, целых фраз, не поправляли ребенка, вследствие чего развитие его речи не прогрессировало, а застыло и стабилизировалось? А может быть, наоборот, постоянно и ворчливо исправляя высказывания ребенка, добиваясь от него только чистой литературной речи, отбили у него желание говорить, высказывать свои мысли? 

Приведем пример. Двенадцатилетняя девочка однажды обратилась к соседке с вопросом об одной грамматической форме. Женщина удивилась, что за выяснением проблемы она обратилась к ней, человеку для нее постороннему, а не к отцу — учителю родного языка. Девочка ответила: «Папа целую лекцию мне прочитает, пока объяснит, станет рассуждать, и я потеряю полчаса времени, к тому же засну от скуки! Лучше я сделаю ошибку, чем буду спрашивать у него».

При анализе развития речи своего ребенка родителям следует внимательно отнестись к следующим вопросам: какие условия для развития речи мы создали своим детям? Каков наш контакт с детьми, уделяем ли мы им необходимое время? Достаточно ли только нашего влияния и умения для правильного развития детей?

слайд: признаки хорошего развития речи ребенка