Недоношенным ребенок может родиться вследствие многих причин. Часто преждевременные роды — последствие предшествующих абортов. Они могут произойти при патологии женских половых органов, тяжелых заболеваниях матери (сердечная, почечная, эндокринная патология), в результате нервных потрясений, травм, несчастных случаев и пр. Причиной недонашивания могут быть многоплодная беременность, неправильное положение плода, патология плаценты, а также злоупотребление алкоголем, курение, прием некоторых медикаментов, неправильное питание матери во время беременности.

Недоношенным считается ребенок, появившийся на свет до окончания нормального срока беременности, то есть до 38 недель с массой тела менее 2500 г.

В зависимости от массы тела при рождении выделяют четыре степени недоношенности:

  • первая степень, когда масса тела ребенка составляет от 2001 до 2500 г,
  • вторая степень — от 1501 до 2000,
  • третья степень недоношенности — от 1001 до 1500
  • четвертая степень — до 1000 г. 

Дети с массой тела при рождении менее 1500 грамм считаются глубоко недоношенными.

Недоношенные дети плохо приспособлены к существованию во внеутробных условиях. У недоношенного ребенка голова относительно большая, шея тонкая, ручки и ножки длинные, худые, кожа тонкая с синеватым оттенком, подкожный жировой слой выражен слабо или отсутствует, половые органы недоразвиты.

Для глубоко недоношенных детей характерны общая слабость, адинамия, слабый крик, отсутствие чувства голода. У них часто не выражен сосательный, а иногда и глотательный рефлекс.

Все органы и системы недоношенного ребенка несовершенны, незрелы. Недоразвитие центральной нервной системы прежде всего проявляется в плохой терморегуляции, когда ребенок не может сохранять постоянную температуру тела и очень легко охлаждается или перегревается. Из-за недоразвития дыхательного центра у ребенка отмечается нерегулярное, поверхностное дыхание, иногда с длительными паузами, приступами остановки дыхания, особенно во время сосания.

Пищеварительная система недоношенного ребенка также отличается незрелостью, тем более выраженной, чем больше степень недоношенности. Емкость желудка у него очень мала, мышечный слой выражен слабо, и поэтому отмечается повышенная склонность к срыгиваниям. Кишечник также имеет слабовыраженный мышечный слой, легко растягивается, стенка его отличается повышенной проницаемостью. Пищеварительных соков у недоношенных детей вырабатывается недостаточно, активность ферментов снижена. В связи с этим усвоение пищевых веществ идет плохо, особенно жиров, которые частично выделяют с испражнениями.

У недоношенного ребенка выражен дефицит кальция и фосфора в костной системе, и этим объясняется высокая предрасположенность таких детей к рахиту.

Особенности развития недоношенных детей требуют больших усилий по организации их выхаживания. Следует помнить, что малейшие погрешности в уходе и вскармливании могут привести к тяжелым, а иногда и необратимым последствиям. И вместе с тем, надо сказать, что при заботливом и правильном выхаживании даже глубоко недоношенного младенца удается вырастить вполне здоровым и полноценным.

У недоношенных детей свои особенности развития, которые необходимо учитывать в первую очередь при организации их питания. Так, период новорожденности у глубоко недоношенного ребенка затягивается до 1,5—2 месяцев, и в это время он требует особенно большого внимания. Первоначальная потеря массы тела у недоношенного ребенка больше, чем у доношенного. Ее восстановление происходит значительно позднее — к 2—3-недельному возрасту, поэтому прибавка массы тела в течение первого месяца жизни незначительная — 180—300 г. Но зато в последующие месяцы при правильном уходе и рациональном вскармливании недоношенные дети отличаются высокими темпами физического развития. Так, дети, родившиеся с малой массой тела, удваивают ее уже к 2—3 месяцам, утраивают — к 3,5—4 месяцам, а к году жизни масса тела может увеличиться в 6—7 раз. Поэтому недоношенный ребенок испытывает большую потребность в основных пищевых веществах, в первую очередь в белке — главном пластическом материале для построения клеток и тканей организма.

Назначая питание недоношенному ребенку, врач всегда учитывает его индивидуальную потребность в пищевых веществах, степень недоношенности, особенности развития и состояние здоровья. Ведь даже при одинаковой массе тела, росте, сроке недоношенности дети могут значительно отличаться по своему состоянию и приспособительным возможностям. Глубоко недоношенные дети выхаживаются только в стационарных условиях.

Вопрос о первом кормлении ребенка также решается строго индивидуально. Детям, родившимся в относительно удовлетворительном состоянии, обычно первое кормление назначают через 6—8 часов после рождения.

Детей с небольшой степенью недоношенности при массе тела более 2000 г и наличии активного сосательного рефлекса прикладывают к груди матери сначала на одно-два кормления, а затем и в каждое кормление. Количество высосанного молока определяют, взвешивая ребенка до и после каждого кормления.

Обычно в первый день жизни недоношенному ребенку дают не более 5—10 мл грудного молока за одно кормление, затем это количество постепенно увеличивают: во второй день — до 10—15 мл, в третий день — 15—20 мл. В течение последующих десяти дней объем пищи для недоношенного ребенка ориентировочно рассчитывается по формуле Роммеля, согласно которой количество молока на каждые 100 г массы тела ребенка составляет 10 плюс число дней жизни ребенка (в мл). Так, например, если ребенок на пятый день жизни имеет массу тела 2000 г, то ему требуется 300 мл молока (на 100 г массы тела 10 + 5 = 15 мл; на 2000 г — 15 мл*20 = 300 мл).

Количество молока на каждое кормление определяется в зависимости от числа кормлений. В нашем примере, если ребенок кормится 10 раз в сутки, это составит 30 мл (300:10 = 30), при 8-разовом кормлении — 38, при семиразовом — 43 мл. К концу второй недели суточное потребление молока должно составлять 1/5 массы тела ребенка.

Большое значение имеет правильная организация самого процесса кормления недоношенного ребенка.

Дети с низкой массой тела обычно плохо сосут грудь и очень устают в процессе кормления. Поэтому их целесообразно кормить грудью не каждое кормление или сочетать грудное вскармливание с кормлением, из бутылочки. Делают это так: сначала дают ребенку грудь, а при появлении первых признаков утомления (вялость, посинение носогубного треугольника) докармливают ребенка из соски сцеженным молоком. Слабым детям до и после кормления дают вдыхать кислород в течение 3—5 минут, что предупреждает развитие кислородного голодания.

Обычно для кормления недоношенных детей нужно очень мало молока, поэтому вместо стандартной бутылочки используют небольших размеров флакончик, на который надевают обычную соску. Отверстие в соске прожигают иглой. Размер отверстия должен быть таков, чтобы из перевернутой бутылочки молоко сначала брызнуло небольшой струйкой, а затем вытекало частыми каплями. Нельзя допускать, чтобы молоко все время текло струей, так как ребенок должен сосать, прикладывая некоторые усилия, иначе он не будет брать грудь при улучшении общего состояния. Важно также следить за положением бутылочки. Ее необходимо наклонять так, чтобы соска была заполнена молоком. Если бутылочка находится в горизонтальном положении, то в соску вместе с молоком попадает воздух, ребенок его заглатывает, а это может привести к срыгиваниям.

Когда ребенка начинают прикладывать к груди, важно следить за развитием у него акта сосания. Сначала ребенок просто прикасается к соску матери губами, потом начинает захватывать его. В этот момент мать должна сцеживать молоко ему в рот. Поначалу он только глотает сцеженное молоко, а затем начинает самостоятельно сосать грудь. Первое время и в момент вскармливания грудью надо продолжать сцеживать молоко. Даже когда малыш уже станет относительно хорошо сосать, надо следить за тем, чтобы он не утомлялся. У груди малыша держат не более 15—20 минут и при необходимости докармливают сцеженным молоком из бутылочки.

Обычно первые порции грудного молока более водянистые и содержат меньше белка и жира, чем последующие. Поэтому при кормлении недоношенного ребенка следует сцедить первые порции молока, предоставив ему возможность получать более полноценное так называемое «заднее» молоко.

Если у матери нет молока, недоношенного ребенка, особенно в первые дни и недели жизни, необходимо обеспечить донорским молоком. Донорское молоко, хотя и утрачивает ряд полезных биологических качеств (при термической обработке снижается количество витаминов, разрушаются ферменты и защитные факторы, частично денатурируется белок), но все же дает лучшие результаты, чем искусственные смеси. Искусственное вскармливание недоношенного ребенка даже при использовании самых оптимальных смесей крайне нежелательно. Если все же это приходится делать, то перевод на искусственную смесь должен проводиться постепенно и очень осторожно. Так, в первый день ребенку дают 1/8 суточного объема пищи в виде искусственной смеси, а остальную часть должно составлять женское молоко. На второй день количество смеси увеличивают до 1/4 суточного объема питания, на третий — до 1/2, а затем постепенно, в течение трех—пяти дней, полностью переводят на искусственное вскармливание. Для более слабых детей этот процесс должен быть растянутым, количество смеси увеличивают не каждый день, а через два-три дня. В это время очень важно тщательно следить за переносимостью продукта, общим состоянием ребенка, его аппетитом, характером стула.

Для искусственного вскармливания недоношенных детей лучше всего использовать специальные адаптированные молочные смеси, предназначенные для преждевременно родившихся детей.

При использовании пресных адаптированных молочных смесей ребенку полезно давать препараты молочнокислых бактерий — «Бифидумбактерин», «Лактобактерии», «Бификол» и др. (по назначению врача, наблюдающего ребенка).

При вскармливании недоношенного ребенка большое внимание уделяется своевременному введению в его рацион необходимых пищевых добавок. Это позволяет удовлетворить повышенные потребности малыша в витаминах и минеральных веществах. Натуральные фруктовые и овощные соки начинают вводить с 4-недельного возраста (по 3—5 капель в день), увеличивая это количество до 30—40 мл к двухмесячному возрасту и 50—60 мл — к трех-пятимесячному.

Фруктовые пюре также назначают в более ранние сроки — с 1,5 месяца (с 1/2 чайной ложки до 50—60 г в первое полугодие жизни и 70—100 г во второе).

Яичный желток недоношенным детям вводят с трехмесячного возраста, творог — на третьем месяце жизни, а при показаниях и раньше.

Первый прикорм в виде овощного пюре недоношенным детям вводят с четырехмесячного возраста. При этом очень важно использовать не только картофель, но и другие овощи (морковь, кабачки, тыкву, томаты, репу и др.).

Недоношенные дети более склонны к развитию Малокровия, поэтому им в более ранние сроки рекомендуется вводить продукты, богатые железом. Так, с 4—4,5 месяца в рацион ребенка можно ввести говяжью печень в виде хорошо протертого пюре или суфле — по 5—10 г ежедневно, с 5 месяцев — мясной фарш, начав с одной чайной ложки; в течение недели его количество постепенно доводят до двух-трех столовых ложек в день.

Все остальные продукты прикорма недоношенным детям вводят в обычные сроки, обращая внимание на их переносимость.