Основной показатель правильного питания ребенка — нормальное развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья. Ребенок, получающий достаточное питание, обычно спокоен, у него довольный вид после кормления и хороший сон. Прибавки в массе тела и росте соответствуют возрастным нормативам, а показатели нервно-психического развития — возрасту, зубы прорезываются своевременно.

Так, ребенок в возрасте от четырех до восьми месяцев вырастает в среднем за месяц на 2 см, от девяти месяцев до одного года — на 1,5 см.

Нормальные прибавки массы тела в среднем составляют: за пятый месяц жизни — 700 г, а в последующие примерно на 50 г меньше (за шестой месяц — 650 г, за седьмой — 600 г и так далее).

Нормально развивающийся ребенок в возрасте четырех месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно, к 5 месяцам ползает на животе, в 6 — на четвереньках, в 7 встает у барьера, в 8—9 месяцев хорошо передвигается, держась за опору, и умеет самостоятельно садиться, к году делает первые самостоятельные шаги.

О нормальном нервно-психическом развитии ребенка свидетельствуют следующие показатели: к 5 месяцам ребенок по-разному реагирует на знакомые и незнакомые лица, различает строгую и ласковую интонации; в 6 месяцев подолгу певуче гулит, начинает лепетать; в 7—8 месяцев на вопрос «где?» находит взглядом знакомые предметы на определенном месте; в 9 месяцев знает свое имя, играет в «ладушки» и др. К 11—12 месяцам произносит первые слова, понимает слово «нельзя», выполняет поручения («принеси», «найди» и др.).

О гармоничном развитии и хорошем состоянии здоровья ребенка свидетельствуют также нормальные показатели содержания гемоглобина в крови, отсутствие признаков рахита, хорошая сопротивляемость к заболеваниям.

Лучше вовремя предупредить, чем потом исправлять

Начало прикорма — ответственный момент в жизни ребенка. От правильной методики его введения во многом зависят аппетит ребенка, его вкусы и навыки в питании.

Большинство блюд прикорма — это непривычная более густая пища. Приучать малыша к ней надо постепенно и осторожно. Особенно важно правильно дать первый прикорм. Он должен быть очень хорошо измельчен (протерт) и представлять собой полужидкую гомогенную массу. Если малышу, привыкшему получать только молоко и соки, дать сразу густую пищу, он будет испытывать затруднения при глотании, может срыгивать, иногда даже возникает рвота. Эти явления иногда закрепляются в виде патологического рефлекса на любое недостаточно измельченное блюдо, и ребенок долго отказывается от любого прикорма.

Нецелесообразно вводить в рацион одновременно два или несколько новых блюд. Это осложняет привыкание ребенка к новой пище и затрудняет определение его реакции на нее. К другому виду пищи рекомендуется переходить только тогда, когда ребенок полностью привыкнет к предыдущему.

Следует обратить внимание на то, что при переходе на более плотную пищу у ребенка повышается потребность в питье. Количество питья обычно определяется самим ребенком. В среднем это составляет 100—120 г, а в жаркие дни — больше. Питье дают в промежутках между кормлениями. В качестве питья лучше использовать отвар шиповника, отвары из фруктов, слабый чай (в жару — зеленый).

Пищу ребенка надо по возможности разнообразить. Только в этом случае можно быть уверенным, что он получит все необходимые для нормального роста и развития пищевые вещества. 

Надо сказать, что вкусы ребенка первого года жизни довольно консервативны, он часто отрицательно относится к новому необычному блюду и охотно ест привычную пищу, например манную кашу. И некоторые матери, очень довольные этим обстоятельством, облегчают себе жизнь: приготовят утром достаточное количество каши, и целый день — никаких забот, только разогреть ее к очередному кормлению. Такая практика ни к чему хорошему не приводит. Ребенок, получающий одну углеводистую пищу, хотя и бывает полненьким, но не отличается завидным здоровьем. Его организм испытывает хронический дефицит белка, витаминов, минеральных веществ, в результате чего развиваются анемия, гипотрофия, снижается сопротивляемость к инфекции, малыш часто болеет простудными заболеваниями. У детей, которые не получают своевременно овощи, богатые клетчаткой, пищевыми волокнами, страдает моторная функция кишечника, развиваются привычные запоры.

Кроме того, ребенок, привыкший к сладким кашам, в дальнейшем неохотно воспринимает мясо, рыбу, хлеб, сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень. У него своевременно не вырабатывается навык жевания. Бывают случаи, когда такие дети до пяти-шести лет едят только протертую пищу.

Если ребенок упорно отказывается от какого-либо нового, но необходимого ему блюда (например, овощного пюре, мяса, печени, рыбы), какое-то время рекомендуется смешивать его с любимым блюдом, например с фруктовым пюре, постепенно уменьшая эту добавку.

И еще, наиболее полноценные, богатые белком продукты — творог, желток, мясо — рекомендуется давать ребенку с первой порцией пищи, чтобы недоеденной осталась менее калорийная часть с небольшим содержанием белка.

Любую пищу для ребенка лучше всего готовить непосредственно перед кормлением. При длительном хранении, а тем более при повторном разогревании она теряет многие ценные качества (разрушаются витамины, ароматические вещества, фитонциды, происходит денатурация белка), не говоря уже о том, что пища может испортиться и стать причиной расстройства кишечника.