Возраст от 1 года до 2 лет - период существенных перемен в жизни ребенка. Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии являются овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и речи. Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Прежде всего, необходимо отметить, что результаты обследования будут иметь ценность только в тех случаях, когда с ребенком был установлен доброжелательный контакт и он был достаточно заинтересован в выполнении заданий.

Но, вначале устанавливают контакт с родителями (мамой) ребенка и учитывают его особенности. Приступая к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения. Особенности проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми, сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.

Особенности проведения психолого-педагогического обследования:

  1. Психолого-педагогическое обследование целесообразно проводить после медицинского, предварительно имея такие сведения как, амнестические данные, соматический, неврологический и психический статусы, сохранность функций зрения, слуха, а также характер и степень двигательных нарушений.
  2. Выбор метода и методик исследования определяется хронологическим возрастом ребенка, его моторными, сенсорными, интеллектуальными возможностями, наличием или отсутствием речи, индивидуальными особенностями
  3. Основными методами психолого-педагогического обследования является беседа (опрос) с матерью ребенка, наблюдение и экспериментальное исследование психологического статуса ребенка. Рекомендуется начинать обследование с беседы с матерью и, не разлучая физически ребенка с ней, предоставить ему время для привыкания к новой обстановке, незнакомым людям с привлечением его внимания к ярким звучащим игрушкам, ласковым эмоционально-речевым воздействиям, постепенным и осторожным использованием контакта.
  4. Начинать обследование целесообразно с наблюдения самостоятельной деятельности ребенка, фиксируя активность, адекватность, разнообразие его предметных, игровых действий. В случае, если ребенок не разворачивает деятельности с игрушками, взрослый включается в игру, предлагая игрушки и способы действий с ними. Для проведения обследования необходимо иметь достаточный набор предметов и игрушек.
  5. Экспериментальное исследование следует начинать с легких заданий, которые будут доступны и интересны ребенку. При первых признаках утомления или насыщения, рекомендуется переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или дать ему отдохнуть.
  6. При исследовании познавательной деятельности количество показов способов выполнения задания не должна превышать трех раз.
  7. Необходимо постоянно эмоционально поддерживать ребенка, положительно оценивая его действия речью, жестами, экспрессивной мимикой, независимо от успешности его деятельности.
  8. В тех случаях, когда ребенок практически полностью обездвижен и не владеет речью, то он только наблюдает игровые действия взрослого. Экспериментатор отмечает внимание ребенка к действиям взрослого, активность и устойчивость интереса, эмоциональное отношение к происходящему, экспрессивно-мимические реакции.

При подборе экспериментальных проб следует учитывать следующие положения:

  1. методики исследования должны быть адекватны возрасту ребенка;
  2. исследования той или иной функции должно проводиться не одной, а несколькими, близкими по направлению, методиками.

При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности - от наиболее простых до сложных.

В качестве параметров предметной деятельности выступают виды действий, познавательная активность и включенность деятельности в общение со взрослым.

Виды действий с предметами

Среди них выделяются следующие:

  1. Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия.
  2. Предметные, или культурно-фиксированные, действия, в том числе игровые.

Познавательная активность

Этот параметр характеризует наличие у ребенка потребности в действиях с новыми и незнакомыми предметами, степень его любознательности. Он включает следующие показатели:

  1. Интерес к действиям с предметами. Степень интереса оценивается по тому, насколько длительно и сосредоточенно ребенок занимается с предметами.
  2. Настойчивость в предметной деятельности. Этот показатель отражает степень активности ребенка в получении того или иного результата, стремление справиться с трудностями в решении практической задачи. Показатель регистрируется только в пробе с “секретом”.
  3. Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами. Как правило, при появлении новых игрушек и в процессе действий с ними дети демонстрируют гамму эмоций: улыбаются, смеются, удивляются, внимательно исследуют предметы, сердятся, когда что-то не получается. Эмоции являются важным показателем пристрастного отношения ребенка к предметному миру и собственной деятельности.

Включенность предметной деятельности в общение

Показателями данного параметра являются:

  1. Стремление ребенка действовать по образцу. Этот показатель отражает степень принятия ребенком образцов действий с предметами, которые демонстрирует взрослый; стремление подражать взрослому.
  2. Ориентация на оценку взрослого. Чувствительность к оценке взрослого является важным регулятором правильности выполнения ребенком действий с предметами.

Следует помнить, что при диагностике общения у детей от 1 года до 2 лет регистрируется не правильность выполнения того или иного образца действия, не качество подражания, а лишь наличие самого стремления к подражанию. При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:

  • - принятие задания;
  • - способы выполнения задания;
  • - обучаемость в процессе обследования;
  • - отношение к результату своей деятельности.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются:

  • - самостоятельное выполнение;
  • - при помощи взрослого;
  • - самостоятельное выполнение после обучения.

Адекватность действий определяют как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивным способом является действие силой или хаотичное действие без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о нарушении умственного развития ребенка.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Перечень методик психолого-педагогического обследования детей 2-3 лет.

  1. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокращенный вариант методики Э. Фрухт.
  2. Диагностика ребёнка от рождения до 1 года "движение рук" (по А.М. Казьмину).
  3. Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокращенный вариант методики Э. Фрухт).
  4. Тест "Общение со взрослым" 0-6 мес.
  5. Психологические нормативы развития детей 1 - 3 лет.
  6. "Действия с предметами быта".
  7. Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка 1 - 3 лет.

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько.

Большой интерес представляет комплекс методик Е.А. Стребелевой для психолого-педагогического обследования детей раннего (1-3 года) и дошкольного возраста. При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования автор учитывал тот факт, что для ребенка раннего возраста основным способом усвоения общественного опыта является подражание действиям взрослого. Это происходит в тех случаях, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми. Под сотрудничеством понимается желание ребенка выполнить задание, предложенное взрослым. Предлагаемые Е.А. Стребелевой методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (1 –3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности. Диагностика Е.А. Стребелевой представляет собой серию из 10 методик, направленных на определение уровня умственного развития детей.

В качестве основных параметров выделяются:

  • - принятие задания
  • - способы выполнения задания
  • - адекватность действий
  • - обучаемость
  • - отношение ребенка к результату своей деятельности.

Представленные методики (10 заданий) позволяют изучить возможности проявлений умственного развития ребенка в разных его аспектах. Поскольку многие обследуемые дети раннего возраста не владеют речью, либо владеют ею в недостаточном объеме, большинство предлагающихся заданий имеет невербальную форму, а результаты их выполнения оцениваются по действиям ребенка.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудностей, от наиболее простых к более сложным.

Ряд заданий дублируется. Это делается для того, чтобы исключить некоторые побочные факторы, например, наличие определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать неодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки).

Несомненный интерес при обследовании детей раннего возраста представляет методика исследования «профиля развития» психоневрологических функций у детей дошкольного возраста, разработанная коллективом специалистов Научно-терапевтического центра по профилактике и лечению психоневрологической инвалидности (Москва, 2002) под руководством И.А. Скворцова. Авторами разработана формализованная карта исследования психоневрологических функций у детей первых лет жизни, предполагающая оценку детей по 11 шкалам. Оценка производится на основе расспроса родителей, данных наблюдения за ребенком в течение обследования, результатов выполнения им тестовых заданий. Карта, по мнению авторов, универсальна и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

Применение тестов при обследовании детей раннего возраста затруднено в силу психологических особенностей этих детей. Тесты для маленьких детей имеют бихевиоральный характер – по внешнему поведению судят о внутренних процессах. Вербальные тесты являются как правило средством для определения уровня развития речи, которая в этом возрасте формируется. Тесты для раннего возраста построены по типу шкалы и включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка. Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания. Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации.

Известны и используются в практике следующие шкалы: 

  1. Шкала умственного развития Бине-Симона (1911 г.)
  2. «Таблицы развития» А. Гезелла (1925, 1947)
  3. Шкала психомоторного развития в раннем детстве О.Брюне и И.Лезин (1951). Содержит 160 заданий для детей от 1 до 30 месяцев: моторика, зрительно-моторная координация, речевое развитие, социальное развитие
  4. Шкала Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969) для детей от 2 до 30 месяцев состоит из трех частей: Умственная шкала (сенсорное развитие, память, способность к обучению, зачатки развития речи, индекс умственного развития). Моторная шкала (мышечная координация и манипулирование – индекс психомоторного развития. Запись о поведении ребенка (эмоциональные и социальные проявления ребенка, объем внимания, настойчивость).
  5. Шкала Мак-Карти для детей от 2,5 до 8,5 лет состоит из 18 тестов, сгруппированных в 6 шкал: Вербальная, Перцептивного действия, Количественная, Общие познавательные способности, Память, Моторная.
  6. К.Корнилов. Методика исследования ребенка раннего возраста,1926
  7. Н.М. Щелованов. Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни, 40-е годы для детей от 2 до 13 месяцев
  8. Н.М. Аскарина (1969) комплекс дополнен, расширен на возрастные группы от рождения до трех лет
  9. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г.В. Пентюхина, К.Л. Печора, 1984. «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни»