Главный признак расстройств аутистического спектра – недостаточное развитие навыков коммуникации, социального взаимодействия, или иначе – социальной коммуникации. Соответственно, все приемы, направленные на работу с детьми, в частности в инклюзивном обучении – как в школьном, так и в дошкольном – должны быть направлены на формирование навыков общения, взаимодействия между ребенком с РАС и другими детьми.

Говорить об общей стратегии мы не можем, поскольку дети с аутизмом отличаются друг от друга – уровнем навыков, желанием, возможностью и способностью к общению, уровнем развития речи. Мы должны выбирать те стратегии, которые будут подходить конкретному ребенку.

Начнем с ребенка с РАС, который имеет существенные речевые проблемы и нарушения в коммуникации. Чтобы научить его поддерживать контакт со сверстниками, мы должны планировать и использовать несколько раз в день различные невербальные игры или невербальные ситуации для общения.

Фото обучение ребенка в классе

Что подразумевается под невербальными ситуациями? Это ситуации, которые не будут предусматривать умение ребенка говорить. То есть, это когда мы ориентируемся на позу тела другого человека, на жесты, контакт глаз. Прежде всего, нужны игры с мячом, настольные игры, в которые ребенок с аутизмом может играть вместе со своими ровесниками.

Это может быть совместная проектная работа, на которой ребенок с типичным развитием будет выполнять ту часть задач, требующая говорения, а ребенок с аутизмом – часть, которая касается невербального нагрузки. То есть, педагог может таким образом оформлять презентацию и подбирать рисунки – в этом случае мы будем иметь коммуникацию между детьми, и выполнение работы на занятиях. В то же время, мы будем снижать нагрузку на ребенка с аутизмом именно через отсутствие необходимости словесного общения.

Соответственно, в урочное время, лучшими подходами к привлечению ребенка с аутизмом к общению с ровесниками - это работа в парах.

Важно: когда мы говорим о кооперативном обучении в парах, это не значит, что один ребенок все выполняет, а другой наблюдает. У каждого ребенка есть своя роль, и без работы каждого из участников конечный результат невозможен.

Во внеурочное время (экскурсии, прогулки, группа продленного дня) это могут быть игры, направленные на невербальную коммуникацию. Я советую выбирать такие настольные игры, в которых выигрыш зависит не от талантов, навыков, успехов, знаний, а от везения.

Например, есть игры-бродилки, где дети бросают кубики и передвигаются к финишу. Мы формируем успешное приобщение ребенка к взаимодействию с ровесниками именно из-за того, что его успех в игре не зависит от навыков и умений, а только от счастливого случая. Соответственно, не будет ощущения, что ребенок с расстройством аутистического спектра постоянно проигрывает из-за того, что не так быстро реагирует, не так хорошо понимает правила.

Приемы работы с детьми аутистами: 

1. Система поощрений.

Из-за нарушения социального взаимодействия сложно мотивировать детей с аутизмом к учебе через социальное одобрение, похвалу, хорошие оценки. Мы должны знать, что мотивирует их. Это могут быть игрушки или элементы из любимых тем ребенка –например, дети с аутизмом могут любить что-то на тему транспорта, животных. 

Мы должны вводить систему поощрения ребенка во время обучения на основе того что ему интересно.

Это может быть система жетонов. Когда ребенка собирает определенное количество жетонов (или, например, магнитов) и затем обменивает их на какой-то приз. Мы можем выдавать эти жетоны, когда ребенок имеет хорошее поведение, демонстрирует свои навыки или знания во время урока, взаимодействует с другими детьми или не проявляет проблемного поведения.

фото обучение детей с ООП

2. Максимальная визуализация. 

Все дети с аутизмом – разные, но они – преимущественно визуалы, поэтому визуальная поддержка для них работает хорошо. 

  • Визуализация расписания. На рисунках или картинках (или просто текстом) пишем расписание для всего учебного дня. Указываем не только уроки, но и то, что происходит на переменах.
  • Визуализация правил поведения или правил обучения. Мы изображаем, как нужно сидеть на уроке и выполнять определенные задачи. Ведь когда мы говорим, что ты должен вести себя хорошо, то каждый понимает это по-своему. Визуализируя, мы конкретизируем требования к ребенку и наши ожидания к его поведению. Размещая в поле зрения ребенка правила на изображениях, мы даем ему подсказку и помощь, чтобы он не забывал. Если же надо напомнить, всегда лучше подойти и указать на соответствующее изображение или написанное текстом правило, чем через весь класс говорить: “Петров, ты не сидишь и не смотришь на доску” или “Чего ты встал?”. Таким образом, мы не отвлекаем других детей и тратим меньше времени. 

3. Моделирование. 

Когда мы говорим, что хотим, чтобы ребенок прекратил вести себя определенным образом мы очень редко понимаем как же ему себя вести на самом деле. Просто убрать у ребенка какое-то поведение – это значит сделать его неподвижным, не дать ему возможность проявлять себя.

Поэтому мы моделируем прямо на себе, как в ролевой игре, как мы хотим, чтобы ребенок вел себя. Не объясняем словесно, а показываем.  Мы говорим: “Надо поднимать руку вот так”, – и показываем, как это делать. Потом просим: “Покажи, как ты будешь поднимать руку”, – и ребенок с нашей помощью поднимает руку. Так мы формируем у ребенка новое поведение. Параллельно можно добавить это в визуальные правила. 

4. Во время работы с детьми мы должны учитывать их особенности восприятия при сенсорной нагрузке. 

Ребенок в классе находится в пространстве высокой сенсорной нагрузки – вокруг есть много шумов, одноклассники говорят, шепчутся, двигаются, двигаются предметы, что-то упало, что-то стучит, параллельно учитель рассказывает тему урока. В то же время, ребенку еще надо удерживать себя в пространстве – то есть спокойно сидеть здесь и сейчас за партой.

Для ребенка с аутизмом это может быть трудно, поэтому мы должны использовать различные техники. Например, ребенок может носить шумопоглощающие наушники. Если ребенку сложно одновременно слушать и просматривать быстро сменяющуюся информацию в презентации или на доске, то необходимо подавать визуальный материал так, чтобы он успевал просматривать материал в своем темпе параллельно с тем, что говорит учитель

Педагоги должны учитывать работу тела: возможно необходимо дать какие-то утяжелители на ноги, чтобы ребенок лучше сидел, или какие-то предметы, которые ребенок может сжимать или перебирать пальцами и тем самым улучшать концентрацию внимания (это актуально не только для детей с аутизмом, но и с синдромом дефицита внимания и гиперактивности). 

Где брать программы для детей с РАС

Первое – разработанных программ РАС в школах нет. В инклюзивном обучении все дети – и дети с аутизмом тоже – учатся по типовым общеобразовательным программам. Но программы могут потребовать адаптации или модификации: 

  • Адаптация– это когда мы помогаем в процессе обучения. То есть, ребенок с аутизмом изучает то же, что и другие дети в классе, но нужно учитывать его особенности и потребность в какой-то психологической, педагогической или психолого-педагогической помощи. Например, можем увеличивать время на выполнение заданий, дополнительно давать визуализацию, уменьшать объем задания. Если ребенок работает медленно и беспокоится из-за того, что не успевает, можно часть задания давать домой. 
  • Модификация. Когда ребенок не может выучить тот же объем материала по какой-либо дисциплине, как его одноклассники, то необходимо типовую программу облегчать и упрощать.

Например, обычные дети могут изучать дроби, а ребенку с расстройством надо показывать, как делить пополам, на три части. Определенные темы или даже тематические блоки вполне можно исключить, потому что ребенок сейчас не сможет освоить эти знания и навыки, поэтому нет необходимости на это тратить время - лучше уделить время тому, в чем у ребенка есть потребность.

Чтобы понять, как лучше определить цели обучения, особенно если мы делаем индивидуальный учебный план, можно использовать программы для специальных школ. Они могут быть для детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Может быть ситуация, когда ребенок имеет расстройства аутистического спектра, но дополнительно могут быть нарушения зрения или слуха и, соответственно, мы можем опираться на эти программы, сделать их частью программы развития.

Где брать учебники

Поскольку для детей с аутизмом нет программ, то нет и учебников.Но даже если мы говорим об учебниках для детей с интеллектуальными нарушениями или с тяжелыми нарушениями речи (их не так много, но они есть), которые используют в специальных школах, то использование их в инклюзивном обучении все равно почти невозможно, потому что темы не совпадают. Но мы должны учитывать особенности ребенка и делать адаптацию или модификацию материала, который представлен в обычном учебнике. 

Как приобщить ребенка с ООП к деятельности класса

Если это ребенок с интеллектуальными нарушениями, ему будет сложно включиться в деятельность, которую выполняют дети, но его деятельность должна быть максимально похожей. Иными словами, если дети сейчас работают самостоятельно в тетрадях, этот ребенок так же должен выполнять задания в тетради.Конечно, тут необходимо другое задание, меньшее по объему, упрощенное, возможно вообще не похоже с задачами, которые делают другие дети, но ребенок должен работать в тетради со всеми.

Когда начинается устный опрос, любой ребенок на инклюзивном обучении должен принимать в нем участие. Просто нужно подбирать вопросы такой сложности, чтобы ребенок их понял и дал на них ответ. 

Например, в нашем классе у учительницы был такой прием: когда она выводила на экран примеры (написанные столбиками) и опрашивала детей в случайном порядке, ребенок с ООП не мог решать примеры такой сложности. Поэтому учительница в презентацию включила примеры для ребенка с ООП и, соответственно, когда подходила очередь к этому примеру, она задавала вопрос тому самому ребенку, что приводило к успешному выполнению задания

Как работать со вспышками агрессии со стороны ученика

Спонтанные вспышки агрессии не могут просто так появиться. Что-то снаружи или внутри эту агрессию вызывает. Человек, который в этот момент доволен жизнью и находится в комфортных для себя условиях, не может вдруг неожиданно начать агрессивные действия против людей рядом.

Среди внутренних факторов могут быть боль, голод, жажда, сенсорный дискомфорт. Для работы с такой проблемой мы должны знать, что ребенок абсолютно здоров – выясняем это у родителей.

Внешние факторы – это чаще всего требования, которые ставят взрослые к ребенку: выполнять задания, следовать определенным правилам (например, сидеть весь урок, не разговаривать, не двигаться, не брать игрушки). Я не говорю, что эти правила плохие и их надо все убрать и давать детям делать все, что заблагорассудится. Но для того, чтобы выяснить, как реагировать на вспышки агрессии со стороны ученика, мы должны выяснить, что их вызывает.

Если мы видим, что каждый раз, когда мы даем ребенку задание и напоминаем, что надо его выполнить, а ребенок проявляет агрессивное поведение – можно понять, что именно вызывает такое поведение. Имеет смысл поработать с двух сторон над поведением, поработать и над собой.

фото агрессия ребенка в процессе обучения

Первое: сделать что-то с самими задачами, с тем, как мы их презентуем ребенку. То есть, можно упростить задачу, посмотреть как ребенок способен самостоятельно, без дополнительной поддержки, их выполнить. Упрощение или уменьшение задач может быть временным, что будет давать возможность сформировать альтернативное поведение.

Возможно, надо добавить в эти задачи какую-то мотивацию из сферы интересов ребенка: давать читать текст не про Буратино, а о метро или поезд, если ребенок этим интересуется; добавлять рисунки.

Второе: необходимо работать над развитием навыка сотрудничества. Вы должны поощрять ребенка – то есть давать ему что-то важное за выполнение задания. И вначале нужно ему максимально помогать, чтобы создать ситуацию успеха. Потом постепенно уменьшать помощь во время выполнения заданий, а задачу возвращать к объему и сложности, которые необходимы ребенку.

Третья причина, почему ребенок может проявлять агрессию, – это когда он что-то хочет и не может получить: играть, взять чью-то вещь, получить какой-то предмет со стола учителя и тому подобное. Что делать?

Если ребенок не может нам сказать, что он хочет, мы должны тренировать ее функциональную коммуникацию. Может говорить словами – значит будем учить сообщать о своих желаниях словами. Если не может говорить или ему сложно – будем применять альтернативный вид коммуникации. Например, обмен карточками, жесты, или ребенок может просто писать словами о своих желаниях.

Дальше будем формировать у ребенка базовые функциональные навыки: спокойно принимать отказ и ждать. Можно использовать стратегию “сначала-потом”. Это планшетка, которая содержит два квадратики, на которых мы размещаем изображения или пишем то, что ребенок должен сделать сначала, а что – потом. Если ребенок хочет пойти попрыгать на батуте, мы можем поставить ему условие: мы сначала быстренько сделаем задание, а потом ты пойдешь прыгать на батуте.

Учитываем, что спокойное восприятие задержки получения желаемого – это альтернативное поведение. Поэтому в начале, когда мы только обучаем ребенка так себя вести, будем давать минимальное задание и максимально быстро доступ к желаемому. Постепенно будем увеличивать продолжительность и сложность задачи (или ставить несколько задач).

Четвертая ситуация. Спонтанные вспышки агрессии могут возникать, когда ребенок хочет привлечь внимание. Но обычно это не является серьезной агрессией. Она может проявляться как толкание других детей, отнимание их вещей или их бросания.

В таком случае мы будем учить ребенка общаться со сверстниками, приобщаться к играм или приглашать его поиграть в какую-то игру. Для того чтобы ребенок с аутизмом легко вступал в игру, был в этом успешен и понимала вообще, о чем речь, на каждой перемене можно проводить коротенькую игру в мячик, в ручеек (когда дети передают друг другу что-то), простая эстафета с передачей мяча. Может быть даже “камень, ножницы, бумага”, “кто дольше не моргнет”, “напиши больше названий животных, растений и тому подобное”, отбивания шарика (сейчас отбиваем только головой, теперь только указательным пальцем, теперь локтем).

И если мы говорим об агрессии из-за того, что ребенок хочет привлечь внимание, то мы можем его дополнительно поощрять: “Ты классно играл с другими детьми (можем назвать их имена), это было супер, мне понравилось”. Когда ребенок будет вести себя не так, как нам нужно, мы будем говорить: “Сейчас не очень хорошее поведение, мне не понравилось, как ты вел себя, и я знаю, что ты можешь лучше, давай в следующий раз”.

Что делать в моменты агрессивного поведения

  1. Обезопасить ребенка от самого себя и других детей от него. Если ребенок аутоагрессивен, то он может нанести вред себе (например, биться головой о какие-то предметы, кусать себя). Мы должны предотвратить эти травмы: подложить что-то под голову или положить что-то на руку, чтобы ребенок не кусала себя.

Если ребенок проявляет агрессию по отношению к другим детям, то мы должны отстранить от него других детей, чтобы они не пострадали, и найти место, в котором ребенок с аутизмом не повредит никому и успокоится. Это может быть небольшой уголок в классе, ресурсная комната.

  1. Учитель или ассистент (тот, кто сейчас с ребенком) должен позаботиться о собственной безопасности.

Однако, как бы мы не пытались сделать эту ситуацию безопасной, нам лучше все-таки выявить, что вызывает проявления агрессии. Изменить те факторы и параллельно обучать ребенка другим навыкам: принимать отказа, следовать расписанию, выполнять инструкции, обращаться с просьбами, играть с ровесниками. Тогда самих ситуаций агрессии будет гораздо меньше.

Вторую часть статьи читайте тут: