Это вторая часть материала, первую читайте здесь:

Что делать, если ребенок не хочет работать с ассистентом учителя и выполнять инструкции

Прежде всего, над ребенком необходимо установить руководящий контроль – это когда ребенок выполняет ваши просьбы или инструкции. Если ребенок не слушается ни одного взрослого – руководит он. 

Когда ребенок приходит в школу уже с таким поведением – это большая проблема, которую надо было решать еще до садика: формировать это в индивидуальном формате с родителями, с педагогами, а потом переносить на сотрудничество с детьми.

Для того чтобы сформировать руководящий контроль мы можем использовать поощрение ребенка за то, что он выполняет наши требования, делает задания, слушается нас.

Но учитывайте: если ребенку доступны все базовые вещи – он может смотреть мультики, сколько ему надо, играться, кушать вкусные блюда, заниматься тем, что ему нравится – то наши поощрения не сработают.

фото работа с детьми аутистами 

Как настроить вербальный контакт и организовать работу с ребенком, если он отказывается

Ребенок не может отрицать все, потому что есть то, что ему нравится. И мы можем манипулировать этим, использовать стратегию “сначала-потом”, договариваться.

Можем спросить: “Ты не хочешь выполнять задание, а что бы ты хотел?”. Если ребенок скажет: “Я хочу, чтобы вы оставили меня в покое, я ничего не хочу делать” (это самый страшный случай, ведь редко дети говорят, чтобы их оставили в покое).

В таком случае мы говорим: “Ты сейчас решаешь один пример, и я на 5 минут тебя оставляю”. Он сидит на уроке, занимается своими делами, а через 5 минут мы возвращаемся: “Пять минут прошли. Хочешь, чтобы я снова ушел? Два примера – и я пойду”.

Дополнительно можем поощрять ребенка чем-то, что ему нравится.

Важный аспект работы с детьми, которые постоянно от всего отказываются – выяснить, почему они отказываются. Возможно, ребенку трудно или он боится быть неуспешным.

Если что-то не получается, выходит из строя, теряется, для детей это может быть травматическим событием. Ведь у них не всегда сформировано понимание – если что-то потерялось, то оно найдется; или можно взять другой предмет. Иногда дети воспринимают ситуацию буквально: они видят, что в тетрадях пишут только ручкой и если она потерялась, то это катастрофа – потому что карандашом или фломастером писать нельзя.

Может быть так, что ребенок боится неудачи. Если это совместная деятельность с одноклассниками, ребенок может чувствовать себя неуспешным. Или это может быть какая-то деятельность на перерыве, когда ребенок не знает, как поиграть с ровесниками, а мы предлагаем: “Иди там поиграй, ребята вон спускают какие-то машинки”.

Ребенок отказывается, потому что, например, не знает, как играть в эту игру, боится, что будет играть неправильно, что дети будут смеяться. В этом случае взрослый должен быть проводником между всеми детьми и ребенком с ООП.

Следовательно, когда ребенок отказывается от всего, пробуем выяснить, что происходит, почему отказывается и параллельно: что хочет, что любит, и что нравится.

Задачу в течение урока можно построить по принципу бутерброда: сначала идет сложная задача (то, что ребенок не очень любит; вначале можно сделать ее в уменьшенном объеме), дальше какая-то приятная для ребенка деятельность (оставили в покое или раскраска на тему урока), потом снова сложная деятельность и снова легче.

Если ребенок отказывается участвовать в каких-либо видах деятельности именно из-за того, что боится быть неуспешным, у него может быть врожденный перфекционизм. Поэтому мы должны поощрять его не только за то, как она делает задание, а даже за попытки это сделать –  говорить ему “молодец” и давать жетоны.

Как оценивать ребенка с расстройствами аутистического спектра

Оценивать необходимо так же, как бы вы оценивали ребенка с любыми иными особыми образовательными потребностями. То есть, согласно тем целям, которые указываются в индивидуальной программе развития и в индивидуальной учебной программе, если она есть.

Например, есть критерий для детей: получение высокой оценки – это выполнение контрольной работы максимум с одной ошибкой. Но объем контрольной работы у ребенка с ООП может быть уменьшен, если сохраняется сложность задачи.

В школах для детей с интеллектуальными нарушениями продолжают словесное оценивание до 3 класса, хотя другие дети уже имеют балльную систему оценивания.

Если ребенок занимается по модифицированной программе, имеет интеллектуальные нарушения, то он должен оцениваться по своим критериям, а в его документах об окончании школы должно быть указано, что оценки он получал в соответствии с ними.

Как дети с аутизмом пишут контрольные работы

Если они могут решить контрольную работу и учатся полностью по типовой программе, то они пишут контрольную, как все. Если им нужна адаптация, то мы меняем что-то в контрольной работе: возможно, подчеркиваем ключевые вопросы, даем ребенку какие-то алгоритмы для решения задач.

Также есть смысл использовать визуализацию. Ребенок может писать контрольную на отдельном листе или в специальной тетради с печатной основой или поработать на черновике, а потом переписать на листок или в тетрадь. Создается определенная последовательность действий: открыть, посмотреть первое задание, сделать его на черновике, записать в тетрадь.

Поэтому мы можем составить ребенку визуальный последовательный план и помогать по нему продвигаться. В этом случае помощь ассистента не будет касаться выполнения задачи, а только последовательности действий.

Но не для всех детей с аутизмом это нужно, дети обычно очень хорошо работают с соответствующими заданиями контрольной работы, но иногда бывает, что есть потребность в такой помощи.

фото аутисты на уроке

Какую документацию должен вести ассистент учителя

  1. Ассистент учителя ведет дневник наблюдений за деятельностью ребенка с ООП или нескольких детей, если в классе он не один. В нем он может отмечать учебные успехи или трудности ребенка, особенности поведения, взаимодействия с другими детьми, фиксировать домашние задания – адаптированное или модифицированное.

Это нужно все для того, чтобы передать информацию родителям. Требования к форме и виду этого дневника отсутствуют. Я советую спросить у администрации школы, как, по их мнению, должен выглядеть дневник наблюдений – возможно, они получали рекомендации от министерства образования или были на каких-то образовательных мероприятиях.

  1. У ассистента должно быть расписание работы, как и у любого педагога – его утверждает директор.

Насчет всего остального нет требований – например, годовой план работы, перспективный план. Но если администрация вашего заведения требует такие документы, значит вы должны их вести.

Как проводить коррекционные занятия, если большая часть времени уходит на вовлечение ребенка

Прежде всего, в такой ситуации, надо убрать все коррекционные цели, кроме формирования сотрудничества с ребенком и максимально быстрого привлечения его к занятию. Например, у логопеда мы должны на время отказаться от цели постановки звуков, лучше вместо этого, заходя в кабинет, дать несколько минут ребенку(можно ставить таймер), пусть он поиграет или посмотрит что-то интересное.

Затем он начинает приобщаться к занятию. Мы его интенсивно поощряем теми самыми интересными для него вещами. Задания должны быть легкими для ребенка, чтобы он не тратил на них энергию. Так мы формируем сотрудничество и работу на занятии.

20 минут коррекционного занятия – это очень маленький промежуток времени. Однако оно может продолжаться и больше, никто вам не запрещает. Также есть рекомендации, в которых указано количество минут для индивидуальных и групповых занятий.

Возможно, есть смысл проводить групповое занятие, которое может длиться 40 минут, сочетая участие нескольких детей. Более того, возможно, в коллективе этому ребенку будет проще, он будет видеть, что его друзья уже включились в работу.

Можно попробовать, чтобы этого ребенка привлекал к работе не педагог, а сами дети. Часто дети с аутизмом воспринимают это как менее директивную ситуацию, как дружеское общение с одноклассниками.

Как донести до родителей, что ребенку необходима помощь психолога

Если ребенок с ООП и он на инклюзивном обучении, то помощь психолога предусмотрена в пределах коррекционной работы.

Если ребенок не на инклюзивном обучении, то обычно имеется школьный психолог, который приходит в класс, и он может дать рекомендации классному руководителю: “У этого ребенка есть потребность в работе с психологом”. Это необходимо также сообщать его родителям.

Если родители говорят, что работа с психологом не нужна, то надо приводить конкретные примеры, что происходит с ребенком. Важно это делать, не обвиняя, а давать сухой итог – просто фиксируем, что сегодня делал ребенок.

Классный руководитель может лично поговорить с родителями по телефону или пригласить на встречу, зачитать с листа то, что он наблюдал и спросить: “Как вы думаете, что вызвало эту ситуацию?” Если родители говорят: “То, что вы плохой учитель”, – он может ответить: “Но меня здесь не было, я ничего ребенку не делал, ученик поссорился с одноклассниками, почему так?”. – “Одноклассники его достают”. – “Мы наблюдаем, что эти одноклассники больше ни с кем не конфликтуют”.

Надо пытаться разрешить эту ситуацию и сказать, что есть школьный психолог, который может провести коррекционную работу и родители должны предоставить на это просто согласие.

фото: помощь детям психолог

Как организовать работу ассистента учителя в старшей школе

  1. Мы должны сформировать единое отношение к инклюзии в школе. По крайней мере, соблюдение нормативных требований.
  2. Ассистент готовится к уроку заранее, поэтому каждый учитель-предметник должен предоставить тематический план, а ассистент должен вместе с ним посмотреть учебник. Это не означает, что надо иметь план на весь год. Сначала он может быть, например, до осенних каникул.
  3. Разобраться, какие есть трудности у ребенка, какая будет нужна помощь, выяснить какие нужно подготовить материалы. Может быть, у учителя есть дополнительные презентации, изображения, ролики из разных тем. Или ассистент может их подобрать.
  4. Если что-то меняется (например, учитель решил на следующей неделе провести самостоятельную работу с прошлой темы), учитель должен сообщать об этом ассистенту. Соответственно, если ребенок не может справиться с теми задачами (например, у него модифицированная программа, значит ассистент вместе с учителем подготовят другие).

Что значит “вместе с учителем”? Учитель даст направления работы, а ассистент оформит: подберет рисунки, напишет текст, распечатает. Это делается не за 10 минут до урока. Учителю и ассистенту надо находить для этого общие “окна”, использовать каникулярное время.

Конечно, в средней и старшей школе, где большое количество предметов, ассистенту трудно, поскольку он может не иметь знаний по всем темам в том объеме, чтобы помочь ребенку. Поэтому можно попробовать привлечь родителей, чтобы они помогали готовить материал.

  1. Если ребенок может слушать учителя и выполнять задание, то работа ассистента может направляться на социальное взаимодействие ребенка, на поведенческие особенности. 

Педагогика партнерства в обучении учащихся с ооп

Что такое педагогика партнерства? Это когда в обучение вовлечены учителя, дети и родители, и они действуют как единый механизм. Учителя могут испытывать трудности, когда родители не вовлечены в процесс обучения.

  1. Первое что подразумевает педагогика партнерства в работе с детьми с ООП – это письмо обмена информацией “школа-дом”. Это первая связь школы с родителями. На одной части листа мы заполняем информацию о чем-то значимом, что происходило в школе с ребенком. Родители, со своей стороны, заполняют остальную часть листа о том, что было дома (как спала, самочувствие, чем занимался), и отдают его каждое утро. 
  1. Часто родители просто приводят ребенка в школу и не хотят проникаться тем, что происходит с ним. Правда, это случается так же часто и среди детей с типичным развитием.

Все родители должны активно приобщаться к образованию, показывать мастер-классы в рамках урока, подавать идеи для совместного проведения времени, приходить на уроки рисования.