— Мама, я пойду гулять!

— А уроки сделал?

— Нет еще, потом сделаю.

— Потом ты устанешь. К тому же у меня нет сил и терпения звать тебя сто раз. Ты никогда не приходишь сразу.

— Вернусь по первому зову.

— Ты всегда так обещаешь. Чем спорить со мной, садись за уроки и не теряй времени.

С тяжелым вздохом Юра вынул из ранца учебники и тетради, разложил их на столе, начал писать. Но уже через минуту подошел к окну и выглянул во двор.

— Мама, прошу тебя, разреши мне пойти погулять! Все мои друзья играют в футбол.

— Очевидно, они уже выучили уроки.

— Когда? До половины четвертого? Еще столько времени до вечера!

— Сначала — долг, а потом — удовольствие.

Подавленный этими словами, Юра склонился над тетрадью. Минут пять он писал молча.

— Мамочка, не будь такой строгой! Ребятам мамы разрешили, только ты... Сама видишь, что я не могу сосредоточиться.

Но мать не уступала:

— Не можешь, потому что не хочешь.

— Не хочу? Да я согласился бы сделать что угодно, чем просить тебя столько раз! Но когда я слышу голоса ребят... Ты меня выпустишь тогда, когда все уйдут домой, и я буду во дворе один. С кем я тогда буду играть?

— Ладно, иди, только помни: в половине шестого ты должен вернуться без напоминаний. Если опоздаешь, я больше не поверю твоим обещаниям.

изображение: духовные потребности

Сколько терпения, настойчивости, упорства проявил Юра, чтобы получить от матери разрешение пойти погулять! Как это важно было для него! Несмотря на усилия, он не мог сосредоточиться над уроками, не в состоянии был работать, так как стремился во двор к приятелям.

Чем обусловлено поведение мальчика? Каковы мотивы, которыми он руководствовался?

Мотивация поступков, поведение ребенка зависят от его физических и духовных потребностей. Для их удовлетворения родители предпринимают немало усилий. Если они не могут удовлетворить запросы ребенка, он порой переживает беспокойство, недовольство, плохо себя чувствует. Это состояние отрицательно влияет на человека. Если же оно остается на длительное время, то может привести к агрессивным поступкам и к неврозу. 

Стремление Юры выйти во двор, к друзьям, играющим в футбол, могло быть обусловлено несколькими видами физических и духовных потребностей:

  • желанием побыть на свежем воздухе и отдохнуть от умственного труда;
  • потребностью в свободной активности, в общественном контакте с ровесниками (мальчик не хотел выйти позже, когда ребят во дворе уже не будет);
  • желанием быть членом данного коллектива (если бы он всегда выходил во двор в другое время, то перестал бы быть членом группы);
  • возможно, потребностью в признании у товарищей своих спортивных успехов (рассчитывал участвовать в игре в футбол).

У детей, близких по возрасту и уровню развития, проявляются похожие между собой потребности, однако не всегда идентичные. Это зависит как от индивидуальных особенностей детей, так и от воздействия на них среды, от того, какие примеры для подражания и накопления жизненного опыта поставляет окружающая среда, от направленности всего процесса воспитания.

На какие же желания ребенка следует обратить внимание?

Среди физических потребностей важнейшими можно считать питание, сон, отдых, движения. Есть, например, дети, неспособные ни к какой деятельности, когда они голодны. Однако есть и такие ребята, которые весь день могут бегать во дворе, не ощущая голода. Потребность в свободе движений, в активности у них сильнее чувства голода.

Одни дети ощущают необходимость в движении на свежем воздухе, они должны вдоволь набегаться, прежде чем сесть за уроки. Другие дети должны много отдыхать, спать в определенное время, они способны порой заснуть где угодно. Некоторые ребята трудно засыпают, но легко просыпаются и всегда свежи. Есть дети, которые при малейшем дуновении ветерка трясутся от холода), а после купания в море или в реке «синеют». Но ведь есть и такие, которые всю зиму ходят без головного убора, не признают теплого, нижнего белья, шарфа и зимних пальто. Встречаются грудные младенцы (они ведь еще не имеют никаких навыков, не руководствуются модой, не находятся под влиянием друзей), которые стаскивают с головы чепчик, пищат не от холода, а от перегрева, хотя родители одевают их по всём правилам.

Изучение физических потребностей своего ребенка важно для того, чтобы правильно их удовлетворять и формировать в соответствии с общим развитием. Очень часто это надо знать и для того, чтобы не вести с ребенком упорную «войну», которая приводит к напрасной трате энергии (ее можно использовать с пользой) и погружает семью в неприятную атмосферу беспредметных конфликтов. Разумеется, не всякое желание ребенка следует удовлетворять в той форме и в той мере, в какой он требует. Задача воспитания в этом направлении состоит в развитии высоких, жизненно необходимых потребностей, в подавлении вредных для ребенка стремлений, в выработке у него правильного взгляда на свои желания по отношению к потребностям других людей.

Духовные потребности детей более разнообразны и богаты, нежели физические. Их значение как мотивов поведения весьма велико.

У некоторых детей особенно сильно развиты познавательные потребности, проявляющиеся в общем стремлении познать мир. Одни дети не могут успокоиться, пока не поймут действия заинтересовавшего их механизма или не проведут интересного химического опыта, не решат математической задачи. Другие дети готовы всю вторую половину дня играть в футбол, кататься на велосипеде или плавать. Таким путем они реализуют свою потребность в двигательной активности. Многих детей привлекает работа в пионерской организации или в совете класса. Это уже проявление активности иного рода.

У некоторых детей на первый план выдвигаются потребности эмоционального характера, которые вызывают желание не общаться со взрослыми людьми или со своими ровесниками. У других детей особую роль играет стремление постоянно обращать на себя внимание, завоевывать симпатии и главенствующее положение среди товарищей. Одна и та же потребность в различных ситуациях может быть удовлетворена по-разному. 

Так, ребенок, который просит родителей купить ему футбольный мяч, может преследовать несколько целей, например: 

  • стремление владеть мячом для того, чтобы чаще играть в футбол;
  • желание принадлежать к группе товарищей (возможно, приятели неохотно принимали его в команду, но владельца мяча они, конечно, примут);
  • потребность в признании ребят (обладание мячом поднимает авторитет, обеспечивает лучшее положение среди ровесников). 

Какое из перечисленных условий сыграло основную роль в просьбе ребенка купить мяч? Чтобы ответить на этот вопрос, от родителей требуется вдумчивое изучение духовных запросов ребенка, его отношений с окружающими, его позиции среди ровесников. Если мальчик хорошо играет в футбол и пользуется уважением товарищей, его стремление получить в подарок мяч может вытекать из желания иметь свой футбольный мяч, чтобы играть тогда, когда ему захочется. Если же мальчик неважно играет в футбол, возможно, даже не любит спорт, родители могут предположить, что его просьба о приобретении мяча основана на стремлении занять хорошее положение среди группы детей, так как никаким другим способом он этого не добился.

Ребенок, желающий привлечь к себе внимание, может выбрать различные способы поведения в зависимости от того, чей интерес он хочет вызвать: взрослых (учителей, родителей) или своих товарищей (возможно, и тех и других). Он, например, может вести себя очень невежливо. В этом случае мальчик или девочка не завоюет симпатии, но вызовет к себе интерес, обратит на себя внимание наиболее легким способом. Ребенок, который стремится к признанию среди одноклассников, может достичь хороших результатов в учебе или спорте. Все зависит от его возможностей и характера, от его возраста и окружающей среды, от людей, с которыми он общается и которым подражает.

Изучение духовных потребностей своего ребенка помогает родителям понять многие его поступки, поведение в различных ситуациях, дает возможность проанализировать свои воспитательные методы. 

При этом родителям следует дать ответ на такие вопросы: 

  • как поступает ребенок в том случае, когда возникают препятствия в удовлетворении каких-либо его желаний?
  • отказываясь от удовлетворения какой-то потребности, чувствует ли он себя обиженным, уязвленным, разочарованным?
  • Может ли он настойчиво и даже упрямо стремиться к выполнению своих желаний? 

Иногда ребенок прибегает к форме поведения, характерной для малолетних детей. Например, десятилетний мальчик, которому отец не разрешил пойти с другом в кино, плачет и топает ногами, хотя хорошо знает, что такое его поведение еще больше рассердит отца. Тринадцатилетняя девочка, получившая невысокую отметку, разражается слезами в присутствии учителя и всего класса. Конечно, бывает, что такой способ поведения, хотя и инфантильный, дает желаемые ребенку результаты. Иногда учитель начинает сочувствовать ученице, столь переживающей из-за оценки, обещает не ставить отметку в дневник и спросить девочку на следующем уроке.

А может ли ребенок, желания которого не могут быть выполнены, прибегнуть к агрессивным действиям, чтобы разрядить свое напряжение? Так, например, учитель вызвал девочку к доске, но она не подготовила урок и получила плохую отметку. Девочке стыдно перед одноклассниками, и она начинает во всем обвинять учителя, который якобы «подорвал» ее авторитет. Себя она ни в чем не винит. Под влиянием плохого настроения она резко отвечает подругам, а вернувшись домой, отталкивает брата, обратившегося к ней с какой-то просьбой. Другой пример. Мальчик плохо написал контрольную работу. Чтобы разрядить свое нервное напряжение, он рвет тетрадь или швыряет ее на пол, направив свою агрессивную реакцию на неодушевленный предмет.

Поведение ребенка, вызванное неудовлетворением его потребностей, порой имеет довольно сложный характер. Мать заявила сыну: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь порядок на своей полке», и выключила телевизор в момент, когда показывали передачу «Зоопарк». Мальчик помчался в свою комнату и энергично принялся сбрасывать с полки книги, тетради и только спустя некоторое время стал укладывать их по порядку. Мать обрадовалась, что сын так охотно выполнил ее требование, не обратив внимания на то, что его поведение носило агрессивный характер. Мать помешала желанию сына посмотреть телевизор, тогда он разрядил свое испорченное настроение энергичным перебрасыванием книг и тетрадей с места на место. Подобный же характер несет в себе хлопанье дверью, когда человек отрицательно реагирует на запрещение или требование что-то выполнить. 

Когда родители что-то запрещают ребенку, в чем-то отказывают, они могут добиться положительных результатов только тогда, когда сами ведут себя тактично и спокойно. Чтобы родители выполнили какое-то его желание, ребенок может стремиться исправить плохие отметки, активно участвовать в общественной работе школы, добиваться успехов в спорте, улучшить свое поведение.

Нет людей, которые могли бы в течение своей жизни всегда удовлетворять все свои потребности, которые бы никогда не знали неудач, не пережили бы разочарований. Поэтому следует воспитывать детей так, чтобы они умели отказываться от реализации некоторых желаний в связи с тем, что это необходимо во имя достижения более высоких целей. Ребенок должен уметь лишать себя удовольствия, если выполнение его желания входит в противоречие с потребностями других людей, причиняет им неприятность, вред. Ребенка нужно научить с уважением относиться к потребностям других людей, считаться с ними, уметь отказываться от собственных желаний в пользу окружающих его людей.