Содержание материала

Наблюдение за ребенком. Как изучать ребенка?

Сколько же нужно провести наблюдений, чтобы понять своего ребенка! Сколько надо собрать информации и фактов! Скольких раздумий, какого глубокого анализа требует познание всех особенностей его постоянно развивающейся индивидуальности, а также изучение его способностей и интересов, запросов и эмоциональных переживаний, реакций и взглядов!

Трудную задачу познания своих детей родители могут решить с помощью различных методов. О некоторых из них мы уже упоминали. Теперь следует охарактеризовать их шире и основательнее, чтобы помочь родителям в их повседневной жизни.

К наиболее широко применяемому методу изучения ребенка относится наблюдение. 

Вязальные спицы быстро мелькали в ее руках. Как красиво будет выглядеть Мартин в этом голубом свитере... Но где его будущий обладатель? Мать беспокойно огляделась вокруг. Только что он играл в песочнице с незнакомым мальчиком... Она подошла к детям.

— Ребята, а где Мартин? Он ведь был с вами...

— Сейчас вернется. Он поехал в лес за балками,— ответил один из малышей, разравнивая лопатой «стройплощадку».

И действительно, из-за поворота аллеи вскоре показалась желтая рубашонка Мартина. Он тащил за бечевку свой игрушечный грузовик, кузов которого был полон различными палочками.

— Много собрал! — похвалил его старший мальчик,— Где ты столько нашел?

— В тех кустах. Я очень спешил, потому что надо сегодня построить гараж,— с серьезным видом ответил Мартин,— Мама скоро позовет домой, а гараж должен быть достроен, иначе нашим автомашинам негде будет стоять ночью.

— Мартин, ты хочешь оставить свой грузовик в парке?

Мартин взглянул с удивлением на мать.

— Да нет же! Он не поместится в этом гараже, мы только так, играем.

Мартин выгрузил палочки из кузова и начал ровно укладывать их на стены «гаража». Он настолько увлекся работой, что совершенно не обращал внимания на мать, молча наблюдавшую за его действиями.

— Вот и прекрасно,— сказал старший мальчик, когда Мартин закончил строительство крыши.— Присыплем ее песком, прикроем травой, и гараж готов. Теперь, если ты спешишь, можешь идти домой.

— Что же, оставить такой беспорядок на строительной площадке? Нужно все убрать. Мама еще немного подождет.

У мамы не было особого желания долго ждать, однако она вынуждена была признать, что сын прав: с первых лет жизни она учила его содержать в порядке игрушки, одежду, посуду, все вещи, которыми он пользуется. С удовлетворением отметила мать эффективность своих воспитательных методов. С удовлетворением наблюдала она и за деятельностью своего пятилетнего сына. Как ровно укладывает он палочки на крышу «гаража»! С какой серьезностью и сосредоточенностью отдается работе, подчиняясь старшему товарищу и одновременно сохраняя полную независимость и самостоятельность действий! Мальчик помнил о матери, о приближающемся времени ужина и в то же время стремился закончить начатую работу и привести в порядок площадку! Мать с гордостью смотрела на сына.

— Мартин! Уже шесть часов, пойдем домой!

— Теперь-то я могу идти. Все в порядке. До свидания, Юра! Присматривай за нашим гаражом! — Мартин быстро направился к матери.

Возможно, не всегда размышления родителей, возникающие при наблюдении за действиями ребенка, столь приятны, как те, что пронеслись в уме матери Мартина. Возможно, не всегда вызывают они удовлетворение, а порой полны опасений и беспокойства: «Почему наш ребенок так невоспитан? Почему ведет себя не так, как нам бы хотелось? Почему так много шалит; портит игрушки, не слушается? Как поступать с ним, чтобы он стал лучше и спокойнее?»

Все родители время от времени внимательно присматриваются к поведению своих детей, правда не всегда отдавая себе отчет в том, что наблюдают за ними. 

Наблюдение — один из наиболее широко применяемых методов познания людей. 

Этим методом пользуются научные работники, психологи, учителя, родители, начальники, желающие изучить своих подчиненных, и подчиненные, старающиеся понять, каков их начальник, продавцы в магазинах и покупатели. Пользуются этим методом и дети, которые тоже хотят знать, каковы их родители, как реагируют они на их поступки, что можно ждать от них и чего опасаться с их стороны.

Наблюдение как метод познания человеческой психики не требует каких-либо приборов (достаточно двух индивидуумов: наблюдателя и наблюдаемого), не требует, как думают многие, и специальной подготовки, квалификации. Этот метод кажется очень легким для применения. Особенно легким его могут считать родители, которые постоянно общаются со своими детьми, проводят с ними много времени, учат выполнять различные действия, помогают в познании мира и людей, записывают в детский сад, в школу...

Вот в том-то и дело: записывают в детский сад и в школу! Только записывают! И уже в дальнейшем не имеют возможности видеть своих детей во время занятий в детсаде, на уроках в школе, на спортплощадке, в математическом или другом кружке. Чем старше ребенок, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых отец и мать не могут за ним наблюдать.

А если ребенок воспитывается в детских яслях или в детском саду (особенно в пятидневных)? Тогда совместно проводимое время и контакт между ним и родителями начинают ограничиваться очень рано. И здесь возникает первое затруднение в наблюдении за своим ребенком. Чтобы хорошо изучить ребенка, нужно наблюдать его систематически и в различных ситуациях.

Понятно, что ни один отец, ни одна мать не могут постоянно быть с ребенком в детском саду или присутствовать на уроках в школе, прислушиваться к разговору дочери с подругой или наблюдать встречу сына с одноклассницей. Если бы даже у родителей нашлось на это время и им удалось бы преодолеть «технические» трудности, такое наблюдение не принесло бы пользы. Ребенок, особенно постарше, совершенно иначе ведет себя в присутствии родителей. Сознание, что он является объектом родительского наблюдения, повлияло бы не только на поведение юноши во время свидания с девушкой, но и на поведение ребенка младшего возраста, например, во время школьного урока.

Первоклассник, на которого постоянно жалуется учитель, не вертелся бы на уроке, если бы на последней парте сидел его папа, явившийся в школу специально, чтобы посмотреть на поведение своего сына. Разве читала бы дочь спрятанную под партой книгу, если бы на уроке присутствовала ее мама? Девочка, наверное, принимала бы живое участие в работе класса, поднимала бы руку, проявляя желание отвечать. А может быть, смущенная необычностью ситуации, не могла бы выговорить ни единого слова?

Так или иначе, но присутствие родителей в определенных ситуациях всегда влияет на поведение ребенка. Его поведение может быть искусственным, не таким, как обычно, и в результате наблюдение не даст полезных сведений.

Следовательно, но только отсутствие времени и организационные препятствия делают невозможным для отца и матери наблюдение за детьми в различных вне семейных ситуациях, которые могут поставлять материал для выработки относительно полного представления о развитии ребенка. Можно ли преодолеть это затруднение? Частично можно, но при условии, что родители будут применять такие методы, как частые беседы с детьми и анализ мнения других людей, общающихся с их детьми.

Наблюдение за ребенком требует целеустремленной, сознательной направленности. Даже если родители чрезвычайно поглощены различными делами, они должны постоянно уделять внимание своему ребенку!

Дети быстро растут, меняются из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день. Если мы упустим возможность для наблюдения, имеющуюся сегодня, она уже не вернется к нам в той же обстановке и в той же форме. Через год, через месяц, даже завтра наш ребенок будет уже иным, не таким, как сегодня. Используем же этот случай, этот момент в той мере, в какой позволяет наше время, наши занятия и обязанности, какую диктует нам наша заинтересованность в ребенке, стремление познать и запечатлеть его психические особенности в различные периоды его жизни.

Внешность ребенка сохранит для нас фотография. Манеры и движения нашего сына или дочери запечатлеет любительский кинофильм. Голос ребенка останется на магнитофонной ленте. А вот формирование его психики, процесс его развития на разных этапах жизни никакой аппарат запечатлеть не в состоянии. Только родители могут сохранить в своей памяти, в своем сердце все основные моменты формирования личности ребенка.

Отдавая себе отчет во всех трудностях и ограничениях, постараемся все же найти возможность наблюдать за своим ребенком в самых разнообразных ситуациях. Только тогда мы накопим много интересного материала. Но это еще только материал. Наблюдение позволяет нам увидеть внешние проявления поступков ребенка и лишь косвенно дает возможность ориентироваться в его психофизических процессах. Если мы заметим, что ребенок пытается искать игрушку, но не может найти ее, еще не следует делать вывод, что ребенок рассеян, у него недостаточна концентрация внимания. В данный момент на него могли влиять различные факторы. Весьма важно не делать слишком быстрых и поверхностных выводов, избегать схематизма в оценке ребенка.

Мы часто сравниваем одного ребенка с другим, младшего со старшим, нашего собственного — с ребенком соседей, родственников, знакомых. А каждый ребенок, как уже подчеркивалось,— это неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести и к совершенно ошибочным выводам.

Иногда мы сравниваем поступки ребенка с нашим собственным поведением, забывая, что нам уже не пять лет и даже не шестнадцать, что мы уже взрослые, а психика ребенка несравнима с психикой взрослого человека. Иногда мы стараемся сравнивать реакции ребенка с нашими собственными реакциями в прошлом, когда мы были детьми, когда нам было пять или шестнадцать лет, забывая при этом, что наше детство проходило в других условиях, в иное время. И хотя наш ребенок является продолжением нашей жизни, хотя воспитывается нами, все же это кто-то иной, чем мы, это совершенно отличная от нас индивидуальность.

Выводы о том, каков наш ребенок, следует делать весьма осторожно. Чтобы охарактеризовать его психические свойства, недостаточно наблюдать за его поведением в той или другой ситуации. Разумеется, при систематическом наблюдении за ребенком накапливается больше материала, что облегчает анализ и позволяет сделать общий вывод, но и в этом случае надо все хорошо обдумывать и учитывать различные факторы.

Один и тот же ребенок ведет себя по-разному в различных условиях, в зависимости от того, какие на него воздействуют стимулы, какова общая ситуация, в которой он очутился, каково состояние его здоровья. Иначе он ведет себя тогда, когда остается один, совсем по-другому — в присутствии родителей или товарищей, на уроке в школе, когда находится под наблюдением учителя. Ребенок может вести себя по-разному даже тогда, когда остается только с отцом или только с матерью, вместе с отцом и матерью, с родной тетей (причем в зависимости от того, какая тетя — любимая или нелюбимая). Поведение ребенка на уроке может зависеть от его отношения к учителю.