Содержание материала

Наблюдение за ребенком - страница 2

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей).

Присмотримся, какие игры выбирает ребенок. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Случается и так, что, играя с ребенком, взрослый человек ограничивает репертуар игр, так как уже забыл свое детство. В связи с этим игры все время повторяются, а взрослому человеку кажется, что это ребенок сам всегда выбирает одно и то же развлечение.

Самостоятельно ли выбирает игру ваш ребенок? Проявляет ли он инициативу или ждет чьих-то идей? Сколько времени он может играть? Спокойно или нетерпеливо? Теряет ли он интерес к игре при появлении трудностей или стремится сам их преодолеть? Какие подбирает предметы для игры: готовые игрушки (какие?) или же необходимые материалы — песок, пластилин, ветки, бумагу? Как обходится с ними: бережет или портит, старательно укладывает или разбрасывает? В каком состоянии оставляет место после своей игры? С кем играет охотнее всего: один или со взрослыми, с детьми в паре, в группе? Играет всегда с одними и теми же детьми или все время меняет партнеров?

Игра предоставляет родителям исключительно выгодные возможности для наблюдения, поскольку ребенок настолько увлекается своими действиями, что обычно не замечает наблюдающих за ним отца или мать, особенно если их присутствие для него привычно. Труднее наблюдать более старших детей, которые стесняются присутствия взрослых, особенно если рядом близкие люди. В этом случае дети чувствуют себя менее свободно и нередко просят родителей уйти из комнаты, чтобы им не мешать.

Иногда родителям все же удается подметить немало интересного, например, читая книгу на скамейке в парке или находясь на балконе, когда дети играют во дворе. Еще труднее наблюдать игры подростков. Это удается делать лишь тогда, когда встречи с товарищами проходят в доме. Возможности для наблюдения в таком, случае возникают только при близком, хорошем контакте с ребенком.

Рекомендуется специальные наблюдения вести за ребенком во время его трудовой деятельности, элементы которой выступают уже в первые годы жизни ребенка при самообслуживании: умывании, одевании, еде, содержании в порядке игрушек, помощи взрослым. Следует обратить внимание на ту работу, за которую охотно берется ребенок, особенно подросток, например, предпочитает ли он уборку помещения стирке или поход в магазин за покупками — чистке картофеля. Осуществляемый выбор проливает свет, на некоторые черты характера ребенка.

Обратим также внимание на то, как ребенок приступает к своим действиям: 

  • с охотой или нет, помнит ли о своих обязанностях (если, конечно, у него есть постоянные обязанности) или ему нужно напоминать, а может быть, даже заставлять? 
  • выполняет ли их старательно или лишь бы «с плеч долой» (что, впрочем, не всегда свидетельствует о лени)? Возможно, ребенок не придает определенной деятельности такого значения, как мы, взрослые, а, может быть, надеется сделать что-то более интересное или важное? Иногда кажется, что ребенок весьма трудолюбив, поскольку полощет в пятнадцати водах свои носки. На самом же деле это происходит вовсе не от усердия, а просто ему доставляет удовольствие плескаться в воде. 
  • Умеет ли ребенок планировать свою работу или выполняет ее хаотично? 
  • Любит ли он делать все самостоятельно или использует ваши указания? 
  • Предпочитает ли трудиться в одиночестве или в компании? 
  • Может быть, любит командовать другими детьми — братом,сестрой, товарищами, а сам ничего не делает? 
  • Что руководит ребенком в работе: необходимость выполнить порученное дело или желание сделать напоказ в надежде на похвалу или награду (есть, однако, дети, которые не любят, когда их хвалят)? 

Как развивается отношение ребенка к труду? 

Обычно маленькие дети работают очень охотно, а старшие с каждым годом проявляют все меньшую готовность к труду. Может быть, в этом вина взрослых? Может быть, изменение отношения ребенка к труду является результатом неправильно выдвинутых требований, обилия обязанностей или отсутствия навыков в работе?

Наблюдение за работой ребенка позволяет нам изучить, разумеется косвенно, различные черты его характера, его особенности, способности, взгляды и интересы.

С первых месяцев своей жизни ребенок учится. Учится сидеть, ходить, говорить, петь, рисовать, лепить из пластилина, играть, общаться с окружающим миром. Незаметно подходит время учебы в школе. Это обучение носит специфический характер: частично проходит в школе, а во время подготовки к урокам — дома. Наблюдать за учебным процессом весьма трудно. Глазу родителей доступны лишь внешние действия ребенка. Однако, наблюдая за его внешними действиями, связанными с подготовкой заданных на дом уроков, родители могут определить отношение сына или дочери к изучению наук. Учится ли ребенок охотно или по необходимости? Принимается ли готовить уроки в одно и то же время и ли каждый день по-разному? А может быть, вообще он ничего не делает, пока взрослые не напомнят о его обязанностях? Наблюдая за ребенком в то время, когда он садится готовить уроки, учитывая затраченное на это время, можно выяснить затруднения, с которыми он сталкивается в процессе учебы, причины неудач или плохих отметок.

Дети, которые готовят уроки сразу же после возвращения из школы (что считается доказательством усердия), не всегда добиваются лучших результатов, ибо они еще не успели отдохнуть после уроков, а уже вновь принимаются за работу. Впрочем, эти дети чаще всего считают домашние задания обузой, поэтому стремятся сделать их побыстрее, чтобы иметь время для игр и других занятий, которые интересуют их гораздо больше, чем учеба.

Некоторые дети откладывают работу над домашними заданиями на вечерние часы и принимаются за них уже уставшими, так как после школы долго играли в футбол, читали книгу, смотрели телевизор.

Одни дети учатся много и продуктивно, другие — много, но неэффективно. Некоторые дети учатся мало и небрежно, а есть такие, которые выполняют уроки быстро, четко и организованно.

Благодаря наблюдению за внешними действиями детей, связанными с выполнением домашних заданий, родители могут понять отношение ребенка к учебе и его умение организовывать свой труд. Родители получают ценную информацию о способностях, интересах, психических особенностях ребенка, а также могут понять, какие воспитательные меры необходимо применить для исправления тех или иных недостатков.

Если ребенок трудится неумело, то какое-то время он нуждается в постоянном внимании и контроле взрослых. Если он непоседлив, слишком возбудим, надо помочь ему распределить время, отведенное на выполнение домашних заданий, на короткие, например двадцати или тридцатиминутные, периоды, между которыми проводить пятиминутные занятия физическими упражнениями. Возможно, что некоторым детям, склонным отвлекаться, растягивать время занятий, можно сообщить перед работой, что вечером отец пойдет с ним на прогулку или сам ребенок сможет пойти с товарищем в кино. В этом случае возникновение заманчивой перспективы может ускорить темп работы и улучшить качество учебы. 

Очень важно, чтобы ребенок занимался самостоятельно. Однако некоторым детям необходима постоянная забота и контроль за их работой. 

На результаты учебы особенна влияют условия, в которых ребенок готовит уроки. Советы родителям лучше присмотреться к условиям жизни своего ребенка могут показаться странными. Ведь именно родители создают эти условия. Должны ли они познавать то, что сами создали? Как это ни странно, но должны!

Организуя жизнь ребенка, родители выделяют ему место для подготовки уроков. Обеспечивает ли это место хорошие возможности для работы? Быть может, это самое лучшее место с объективной точки зрения, но для вашего ребенка оно совершенно неподходящее. Например, заботясь о хорошем освещении, родители ставят стол для занятий у окна, а за окном видна оживленная улица. Вид этот весьма привлекателен, а ваш ребенок отличается неумением сосредоточивать свое внимание. Если родители заметили, что вид за окном отрицательно влияет на работу ребенка, надо переставить стол.

Необходимо также постараться (эта задача более сложная, чем перестановка мебели) воспитать у ребенка умение концентрировать свое внимание. Если родители не в состоянии это сделать, то по крайней мере должны понять значение влияния условий труда на достигаемые ребенком результаты. И тогда уже не надо сетовать на то, что ребенок неспособен, ленив и не хочет трудиться. Думать надо тогда не о наказании ребенка, а об обеспечении ему помощи в учебе.

Если в семье несколько детей, то лучше всего каждому из них организовать отдельное рабочее место, чтобы дети не мешали друг другу. Одни и те же условия для одних детей являются подходящими, а другим затрудняют учебу. Это зависит от возраста детей, особенностей их характера, от взаимоотношений с братьями и сестрами. Родители должны понимать значение условий, в которых работает ребенок, и в случае необходимости проявлять максимум активности для их изменения.

Каждый ребенок учится, работает, играет. Соотношение этих действий меняется в зависимости от его возраста и уровня развития. У каждого ребенка есть также определенное время, которым он может располагать по своему усмотрению. У дошкольников граница между обязательными занятиями и свободным временем довольно расплывчата, так как обязанностей еще очень мало. Чем старше ребенок, тем меньше у него свободного времени. Но в любом возрасте дети должны располагать таким временем. Только благодаря ему они могут удовлетворять свою потребность в самостоятельном, свободном отдыхе, в разрядке. Этот вид отдыха отличается от сна ночью или принудительного лежания в постели днем. Он отличен также от прогулки с родителями. Его своеобразие состоит в том, что ребенок может осуществить свободный самостоятельный выбор занятия.