Содержание материала

Наблюдение за ребенком - страница 3

Нужно готовить детей к осуществлению выбора, создавая им для этого различные условия.

Одним из них является предоставление ребенку определенного времени в течение дня в его собственное распоряжение (количество часов и время дня зависят от возраста ребенка и конкретных семейных обстоятельств).

Свободное время, которым ребенок может свободно располагать, дает родителям большую возможность для наблюдения. Как ребенок спланирует свои дела в это время? Будет сидеть на кушетке, в кресле или на стуле, зевать и повторять: «Мне скучно, мне нечего делать»? А может быть, заполнит это время увлекательным занятием?

Наблюдая и анализируя деятельность ребенка в свободное время, родители должны, как всегда, учитывать его возраст. Младший ребенок будет проявлять большую подвижность, внешнюю активность, желание играть вне дома, просить: «Мама, можно мне пойти во двор?» Более старший предпочтет провести время за чтением книги, разбором своей коллекции, просмотром телевизионной программы, слушанием музыки. 

Обратите внимание на то, какой род занятий выбирает в свободное время ваш ребенок. 

  • Всегда ли это одни и те же дела, которыми он увлекается давно, или же он перескакивает от одного дела к другому, порхая «от цветка к цветку»?
  • Имеют ли его занятия активный, пассивный или потребительский характер?
  • Если он смотрит телевизор, то выбирает ли определенную программу или смотрит все подряд?
  • Как реагирует на содержание телепередач? 
  • Переживает увиденное, задумывается, имеет ли свое мнение и высказывает ли его?
  • Интересуют ли его развлекательные программы, научно-популярные или передачи для взрослых? 
  • Проводит ли ваш ребёнок свое свободное время в обществе ровесников: одного товарища (всегда одного и того же) или нескольких избранных друзей, а может быть, в компании ребят, случайно очутившихся «под рукой», или любит быть в одиночестве?
  • Является ли одиночество желаемым или вынужденным? 
  • Планирует ли он свои дела на свободное время или же занимается тем, чем придется, в зависимости от обстоятельств?

Следует, однако, помнить: если у ребенка много школьных обязанностей, общественных поручений, то иногда именно такая форма занятий, производящая впечатление бесплановой, может выполнять роль необходимой разрядки. Плохо, когда ребенок всегда проводит свое свободное время беспланово, если, освобожденный на два-три часа от обязанностей, он дает подхватить себя течению времени, не задумываясь, что оно проходит бесповоротно и может быть временем, безвозвратно утраченным. 

Результаты наблюдения за поведением ребенка в свободные часы должны помочь родителям ответить на вопросы: как воздействовать на ребенка, какие интересы развивать, на формирование каких свойств обратить особое внимание? 

Способ, который применяет ребенок при использовании своего свободного времени,— один из показателей результатов воспитания.

Особенно много материала для наблюдения за самостоятельными занятиями ребенка доставляют более длительные периоды, свободные от учебы: воскресные дни, праздники, каникулы. Времяпрепровождение в эти периоды в основном организуется взрослыми (совместные дела всех членов семьи, поездки за город, посещение родственников и знакомых, выезд в лагерь), но все равно у ребенка появляется больше свободного времени, чем в дни школьных занятий. Эти периоды очень ценны для изучения ребенка, так как способствуют возникновению ситуаций, отличающихся от обычных. Родители могут обратить внимание на такие особенности ребенка, которые не проявляются в повседневной жизни. Например, в воскресенье семья собирается на совместную прогулку. Обратите внимание, охотно ли ребенок идет с родителями и всеми членами семьи или же такая прогулка является для него нежелательной

Отношение ребенка к длительному пребыванию в обществе родителей зависит, разумеется, от его возраста. Младшие дети, до восьми-девяти лет, всегда любят общение со взрослыми, хотя не всегда в виде прогулок. Здесь необходимо разграничить два вопроса: отношение ребенка к контакту со взрослыми и способы проведения с ними свободного времени. Например, девушка или юноша охотно находятся в обществе родителей, однако их не привлекает перспектива совместного посещения кафе.

Иногда ребенок хочет пойти погулять только с отцом или только с матерью. Присутствие одного из родителей мешает ему, но совсем не потому, что он враждебно к нему настроен или не любит его, а в связи с тем, что он задумал разговор наедине, с глазу на глаз с матерью или отцом. Иногда позиция сына или дочери связаны с материальным расчетом: если он пойдет на прогулку только с отцом, тот определенно чем-нибудь его угостит, а мама менее склонна тратить деньги, будет удерживать отца, следовательно, лучше идти только с отцом. Иногда ребенок стремится провести время с тем из родителей, которого реже видит в течение недели, или, наоборот, именно с ним идет гулять неохотно, так как эмоциональная связь между ними слабее, поэтому он чувствует себя с ним менее свободно, стесняется.

Когда родители в ссоре, ребенок чаще всего об этом знает, поэтому перспективе совместной прогулки он может только радоваться, так как рассматривает ее как возможность улучшения семейной атмосферы или доказательство тому, что отношения между родителями не так уже плохи, если они вместе собираются на прогулку. А может быть, наоборот, ребенок будет опасаться, что родители опять поссорятся и отдых будет испорчен.

Прогулки по улицам города — одна из лучших форм отдыха. Во время прогулки можно проводить очень важные наблюдения, например, обратить внимание на то, у каких витрин останавливается ребенок. Привлекают ли его игрушки? Какие? Легко узнать, о какой игрушке он мечтает.                                           

Лучшим временем для изучения желаний ребенка является именно воскресенье, когда магазины закрыты, когда нет никакой возможности немедленно исполнить его просьбу. Ребенок может только мечтать о покупке игрушки. В обычный день он знает, что родители могут что-то ему купить, поэтому иногда высказывает более скромные желания, которые, возможно, будут реализованы. Но это не самые сокровенные ей желания.

Может быть, вашего ребенка уже не привлекает витрина с игрушками, а интересует книжный магазин или салон мод, а возможно, и разложенные на прилавках сладости?

Воскресная прогулка по парку, поход в лес позволяют наблюдать отношение ребенка к природе, его восприимчивость к красоте, его эстетические интересы.

Иного рода наблюдения могут провести родители в те дни, когда они выезжают с детьми за город в воскресенье или на праздники и каникулы. Каково поведение ребенка перед путешествием и немного раньше, при обсуждении планов поездки? Высказывает ли он свое мнение о ней? С энтузиазмом или весьма критично? Ожидает ли путешествия с нетерпением, считает дни до отъезда или совсем безразличен?

Реакция ребенка зависит в определенной степени от атмосферы, царящей в семье, от того, насколько часто бывают такие поездки и не противоречат ли они его индивидуальным планам. Может быть, ребенок хотел поехать в лагерь, а у родителей в том же месяце отпуск, и они заставляют его поехать с ними или к бабушке в деревню. А возможно, и наоборот, ребенок не хочет ехать в лагерь, так как был там уже много раз или в прошлом году ему было там скучно и он опасается, что так же будет и в это лето.

Рассматривая поведение ребенка, его реакций и позиции, нужно принимать во внимание многочисленные факторы, а порой и весьма деликатные мелочи, которые могут иметь для ребенка большое значение.

В путешествии следует обратить внимание на поведение ребенка во время поездки. 

  • Обременительно ли для него ваше присутствие или он легко приспосабливается к новой ситуации?
  • Восхищается ли тем, что видит впервые, получает ли сильные впечатления или безучастно смотрит на мелькающий за окном пейзаж?
  • А может быть, сразу принимается за еду или чтение книги? 

Одни дети внимательно следят за маршрутом путешествия, припоминают уроки географии, ищут по карте и отмечают станции, другие не проявляют к этому никакого интереса. 

Приведем примеры. Поезд проезжал мост через Дунай. В купе находились две девочки разного возраста, из разных семей. Шестнадцатилетняя отметила: «Везут нас через какую-то воду» — и занялась своей прической. Восьмилетняя водила пальчиком по карте и информировала взрослых: «Это одно из самых широких мест Дуная».

В летнем лагере, где отдыхали дети из варшавских школ, воспитательница организовала викторину, посвященную Варшаве. Был такой вопрос: «Какие ты знаешь памятники в Варшаве?» Тринадцатилетняя ученица седьмого класса назвала только один: памятник Копернику. И заявила: «Папа возит нас в магазины на машине. Не будешь же высовываться и рассматривать памятники?»

В поездке стоит наблюдать за тем, каково отношение ребенка к окружающим людям. Легко ли он вступает с ними в контакт или держится несмело? Спешит ли помочь им или думает лишь о своем удобстве?

Как ребенок ведет себя в совсем новых условиях: в деревне, в доме отдыха? Легко ли перестраивается или его поведение свидетельствует о неумении организовать себя?

Дети со слабой нервной системой, пугливые и несмелые, легко впадают в состояние дезорганизованности. Быстро ли ребенок привыкает к новым местам, к новым людям? Как расстается с ними? Как возвращается домой? Со вздохом облегчения или с неохотой? Возвращается к ежедневным занятиям и своим обязанностям, прежде всего к учебе, с радостью или удрученно?

Наблюдение за поведением ребенка в этих ситуациях, его отношение к людям, к родному городу, к своей стране дают богатейший материал для анализа процесса воспитания. Вспоминает ли ребенок во время отдыха своих товарищей и подруг, пишет ли им или очень скучает, но не пишет? Как встречается с друзьями после возвращения?

Родители имеют возможность не только наблюдать ребенка, но и слышать его высказывания. Например, после двухмесячной разлуки с подругой во время каникул девочка провела с ней целый день. До позднего вечера стояли они во дворе и разговаривали. Когда девочка наконец вернулась домой, то сказала матери: «Знаешь, мама, наверное, Аня — самая лучшая моя подруга. Я только теперь поняла, как ее люблю, жить без нее не могу». Именно разлука привела ее к такой мысли, ни разу не появлявшейся во время ежедневного общения в течение года. 

Другой вид редких ситуаций — праздники и семейные торжественные дни. В такие дни родители обычно больше времени проводят со своими детьми. Как ведут себя дети? Охотно ли принимают участие в подготовке к праздникам, предлагают ли свою помощь? Разумеется, их поведение зависит от царящей в семье атмосферы и от «стиля» приготовлений. В некоторых семьях подготовка превращается в истинный кошмар. В таких случаях ребенок, намучавшись в предшествующие дни, не в состоянии радоваться самим праздникам. Правда, приготовления к торжественным дням требуют много труда, и если они проходят в настроении радостного возбуждения, то захватывают не только взрослых, но и детей.

Стоит обратить внимание на следующее: если предусматривается в праздники преподношение подарков, то радуется ли ребенок такой перспективе? Думает ли только о том, что получит сам, или же стремится подобрать подарки другим? Маленького ребенка нужно поощрять к этому и наблюдать, как он будет поступать позже. Помнит ли ребенок о подарках для других или каждый раз ему нужно об этом напоминать? Как ведет себя ребенок в присутствии гостей? Стремится ли он обратить на себя внимание? Иногда его побуждают и даже принуждают к этому взрослые (кстати, совершенно напрасно!). Если ребенок любит находиться в центре внимания, то зачем усиливать и закреплять такую позицию? А если он робок и не любит быть объектом заинтересованности, то зачем наталкивать его на тягостные переживания? Если избыток впечатлений, связанных с посещением гостей, дезорганизует его поведение (что часто расценивается как невоспитанность), это свидетельствует о неустойчивости нервной системы ребенка.

Весьма интересно наблюдать, как ребенок переживает свой собственный торжественный день — день рождения. Хочет ли пригласить гостей и каких? Если ему разрешено осуществить хотя бы частично самостоятельный выбор, то анализ состава гостей позволит разобраться в дружеских контактах ребенка. Как ведет себя ребенок в роли хозяина? Это трудная роль. Она требует отказа от некоторых собственных удовольствий. Ребенку надо заботиться о гостях, уметь угощать их, предлагать место и уступать свои игрушки. К такой ситуации ребенка необходимо готовить.

Наблюдение за друзьями ребенка, которые бывают в доме, позволяет родителям познакомиться с ними и понять, с кем ребенок охотнее всего общается и как складываются его отношения с ровесниками. Следует обратить внимание и на то, как он ведет себя в компании. Иногда из-за возбуждения он «перестает быть собой», ведет себя хуже, чем обычно. Полученные наблюдения в дальнейшем следует использовать при воспитательном воздействии на ребенка. Подростку можно спустя некоторое время, когда он «остынет», сказать о необходимости самокритично взглянуть на свое поведение и подумать о самовоспитании.

Родителям необходимо обращать внимание и на неприятные, трудные моменты. Как ребенок реагирует на неудачи в школе, на неприятности в общении с товарищами, на запрещения, на отказ выполнить его просьбу, на наказание? Может ли он подавить сожаление и обиду или же демонстрирует их перед всеми? Делится ли он своими мыслями с другими или предпочитает никому ничего не говорить? Быстро, ли он забывает о неприятностях или долго помнит о них? Ищет ли возможность отомстить тому, кто принес ему неприятность, или обижается на других лиц, а возможно, рвет контрольную работу, хлопает дверью? Стремится ли найти выход из трудной и неприятной ситуации? Противодействует ли дальнейшим неудачам усиленной работой или изменением своего поведения? Обвиняет в своих неудачах себя, или ищет виновных среди других (например, учителей, товарищей, которые «делают ему назло), или же сетует на свою судьбу («Такой уж я невезучий!»)?

А как ведет себя ребенок, совершив тот или иной проступок? Признается сам, извиняется, обещает исправиться или же отпирается, утверждает, что он не виноват, обманывает? А может быть, плачет искренне или пытается вызвать сочувствие, добиться меньшего наказания, а возможно, и совсем от него освободиться? Сдерживает ли обещание исправиться?

Если в семье случилось горе, умер или серьезно заболел кто-то из близких, то родителям в такие моменты трудно наблюдать за поведением детей. Однако и тогда, несмотря на трагические ситуации, можно было бы составить некоторые представления, из которых позже сделать определенные выводы. Какова была реакция детей на семейное горе? Как они вели себя?

Некоторые люди, поглощенные собственными переживаниями, вследствие сильной концентрации всех психических процессов могут очень точно регистрировать все, что происходит вокруг них, впоследствии анализировать и обдумывать свои наблюдения.

Использование и «обработка» таких наблюдений требуют большого труда (интеллектуального) и соблюдения определенных правил, чтобы сделанные выводы не были ошибочными. Прежде всего, необходимо помнить, что нельзя обобщать отдельные моменты поведения ребенка в тяжелой ситуации и приписывать ему на этой основе постоянные черты характера («Ты всегда...», «Ты никогда...»). Необходимо отдавать себе отчет в том, что, наблюдая лишь за внешними проявлениями, а не за психическими процессами, можно допустить в своих выводах серьезные ошибки.

Анализируя и оценивая реакции ребенка, родители должны учитывать все обстоятельства, в которых они проявились, весь комплекс факторов: самочувствие ребенка, влияние других лиц, воздействие разнообразный стимулов. Необходимо также всегда помнить о возрасте ребенка, так как то, что типично для детей одного возраста, может быть неожиданным у детей более старшего или более младшего возраста.

Не следует забывать, что психика ребенка пластична и ее отличает динамичное развитие, что индивидуальность ребенка еще не сформировалась, а постоянно развивается и проходит период становления.

В основном все родители очень любят своих, детей. И несмотря на то что это наш ребенок, очень близкий и любимый, надо стараться почаще смотреть на него объективно, по крайней мере иногда решаться взглянуть на него с некоторой дистанции. Это весьма необходимо для того, чтобы образ своего ребенка был менее «розовым», но зато более правдивым.

Изучать своего ребенка надо не только для того, чтобы знать его (хотя сам процесс познания доставляет немало радости), но и для того, чтобы руководить общим развитием сына или дочери, формировать навыки, необходимые для жизни, развивать позитивные возможности ребенка.

Будущее наших детей во многом зависит от нас, родителей. Это надо помнить постоянно, с первого дня жизни ребенка.