— Папа, посмотри, какого я нарисовал гнома!

— Сейчас посмотрю, подожди минутку! — Отец неохотно оторвался от чтения газеты.

— «Скорее! Мне нужно еще нарисовать гриб, чтобы гном жил под ним.

— Ну-ка, покажи.— Отец взял в руки рисунок своего четырехлетнего сына. Критически рассмотрел гнома. Несомненно, Роберт много труда вложил в рисунок, но результат был довольно скромным: неровный овал можно было в конце концов считать головой, глаза обозначались двумя точками, рот — довольно длинной продольной линией «от уха до уха» (об ушах мальчик забыл). Забыл он и о носе и волосах на голове. Зато изобразил высокую треугольную шляпу и зарисовал ее красным карандашом так, что получился неравномерный мелкий узор. У гнома не было ни шеи, ни рук. От головы вниз тянулись две линии, которые, очевидно, должны были обозначать туловище, без всякого перехода заканчивавшееся двумя вытянутыми эллипсами, что, видимо, обозначало ноги. Между вертикальными линиями, ограничивающими туловище, находились три кружочка (отец догадался, что сын так обозначил пуговицы).

Как высказать критические замечания по поводу рисунка, чтобы не обидеть сына, гордого своим произведением, и одновременно указать на несовершенство творения?

— Сынок, твой гном великолепен, но ты, вероятно, не нарисовал всего, что нужно. Присмотрись хорошо, о чем ты забыл?

— Я же тебе сказал, что нарисую гриб! Это будет его дом, потому что гномы живут в лесу, под грибами,— пояснил Роберт.

— А где у твоего гнома руки?

— Ой, руки! — обрадовался Роберт.— Я забыл!

И в мгновение ока дорисовал две горизонтальные черточки.

— А еще нужно пальцы. Один, два, три, четыре, пять...

В быстром темпе из длинной черточки выросло пять коротких.

— А нос?

- Нос? — огорчился мальчик.— Нос не уместится…

Я сейчас нарисую другого гнома, с носом.— И побежал в свою комнату за чистым листом бумаги.

Отец больше не вернулся к чтению газеты. 

«Сомневаюсь, пойдет ли Роберт моим путем и сможет ли стать инженером... С такими способностями к рисованию! Видимо, ни один ребенок в детском саду не рисует так скверно!» — думал отец.

На следующее утро мать Роберта была удивлена заявлением мужа:

— Сегодня вечером я сам зайду в сад за малышом.

— Что случилось? Ты всегда уверял, что тебе трудно так рано уходить с работы!

— Сегодня смогу. У меня есть вопрос к воспитательнице Роберта.

— В чем дело? Разве Роберт что-то сделал и необходимо твое вмешательство?

— Нет. Он очень послушный.— И хотел добавить! «Но не очень способный», однако решил пока не затрагивать темы, на его взгляд не слишком приятной.

В детском саду отец попросил воспитательницу группы четырехлетних детей высказать мнение об уровне развития его сына.

— Роберт выделяется в группе. Хорошо выражает свои мысли, говорит понятно, фразы строит правильно, со счетом справляется, лучше многих более старших детей.

— А его рисунки? — спросил отец не очень уверенно. Жаль ему было портить такую похвальную характеристику сына.

— В рисовании зауряден, как и большинство детей этого возраста.

— Правда, не хуже ровесников?

— Правда. Впрочем, если это вас интересует, посмотрите нашу выставку детских рисунков.

Действительно, рисунки четырехлетних детей, развешенные на стенах зала, немногим отличались от того, что он видел вчера в исполнении Роберта. Лишь несколько рисунков было явно лучше, а некоторые — намного слабее.

— А мне казалось...— начал отец.

— Понимаю, что вас тревожит,— прервала воспитательница и объяснила отцу Роберта:

— Общее развитие мальчика, особенно речи и мышления, выше нормы, а развитие двигательной способности рук, в том числе и графические способности, находится в норме. Поэтому может сложиться впечатление, что в рисовании Роберт слабее других. А ведь четырехлетний ребенок должен рисовать именно так.

* * *

Рисунок является одним из многих видов детской деятельности. Он относится к группе изделий, которые можно определить как художественные произведения. К ним относятся рисунки, фигурки, вылепленные из глины и пластилина, вырезки из бумаги и т. п. Дети выполняют такие работы в детском саду, в школе, во время внешкольных занятий, дома.

Анализ рисунков и других художественных изделий ребенка дает родителям интересный материал об общем развитии и способностях их детей. Что можно узнать о ребенке на основе его рисунков, вырезок, поделок из пластилина?

Качество исполнения говорит об отношении ребенка к труду. Произведения одних детей аккуратны и старательно выполнены, других — грязные, небрежные. По качеству исполнения можно судить и о развитии художественных способностей, учитывая возраст ребенка. Нельзя предъявлять к нему слишком большие требования (как это сделал отец Роберта). Каждый рисунок, вылепленная фигурка и другие изделия ребенка могут быть оценены только в сравнении с работами его ровесников.

Анализируя рисунки детей, следует обращать внимание на способ изображения форм, их пропорции, на подбор красок и размещение на плоскости отдельных элементов. Рисунок или любое другое произведение художественного творчества ребенка можно рассматривать с двух точек зрения:

  • знания ребенка о тех предметах, ситуациях, событиях, которые он пытается изобразить;
  • способа их изображения.

Между этими двумя сторонами творчества могут быть большие расхождения. Например, ребенок неплохо ориентируется в строении человеческого тела, но не умеет выразить его детали на рисунке. В младшем возрасте, в детском саду и в начальных классах школы, ребенка не волнует отсутствие способностей: он рисует так, как умеет. Ребенок постарше, настроенный более самокритично, неохотно рисует то, что не может изобразить именно так, как ему этого бы хотелось. Поэтому подростки чаще всего не любят рисовать. (Исключение, безусловно, составляют одаренные в этом отношении дети.)

При анализе качества рисунков надо иметь в виду причины, которые вызвали те или иные недостатки: слабое знание того, что изображалось (зависит от запаса сведений, а иногда — от общего уровня умственного развития), или же неумение представить на рисунке характерные черты предмета, события.

На основе анализа рисунка можно судить о наблюдательности ребенка, о его умений видеть мир.

Содержание рисунков является отражением интересов ребенка. Есть дети, которые рисуют только автомобили, поезда, пароходы или военные сцены. Девочки охотнее всего рисуют орнаменты, кукол в различных одеяниях и прическах.

О наклонностях ребенка к художественному творчеству можно судить по количеству работ, выполненных дома, в свободное время. По этим рисункам можно в какой-то степени говорить об уровне способностей ребенка в этой области.

Постройки, возводимые младшими детьми из песка и щепок, пластилина и глины, также могут рассказать родителям очень многое об интересах их детей, о старательности и терпении, об отношении к порядку, о развитии воображения, особенно пространственного, и даже об общем умственном развитии. В этих работах отражается знание ребенка об окружающей его действительности.

Большинство мальчиков любят мастерить различные предметы из дерева, металла, проволоки: модели пистолетов, судов, космических ракет, радиоприемников и т. п. Многие девочки хорошо вяжут на спицах и крючком шарфы, шапки, платки, шьют одежду для кукол, а иногда и для себя, вышивают. Наблюдения за выполнением подобной работы сына или дочери внесут свой вклад в общее представление родителей о своих детях. Особенно надо обращать внимание на начало и конец работы. 

Сделанные, а иногда только начатые, но не оконченные и брошенные работы также расскажут родителям об интересах ребенка, о его способностях и мастерстве, о терпении в труде; об отношении к предоставленным в его распоряжение (часто купленным на собственные сбережения) материалам и орудиям труда. Изучение интересов ребенка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания.

Ребенок многое делает вначале ради удовольствия, для забавы, потом для удовлетворения своих желаний, а в дальнейшем, из-за потребности в созидании. Когда он вырастет и станет взрослым человеком, он будет создавать ценности, полезные ему и другим людям. От семьи, и в первую очередь от родителей, во многом зависит, каким будет этот взрослый человек.

♦ ♦ ♦

— Ах, какая Лида неаккуратная! — вздохнула мать, войдя в комнату дочери.

Несколько минут назад девочка ушла в школу? Она оставила на своем столе кучу тетрадей и книг, второпях выброшенных из портфеля, сломанную шариковую ручку, рулон контурных географических карт, остатки вчерашних бутербродов, не доеденных в школе, и массу прочих предметов.

— Не выпускать бы ее из дома, пока не наведет порядок! У меня не хватает ни времени, ни терпения убирать за ней!

Однако возмущение и недостаток времени не помешали матери привести комнату дочери в порядок.

— Что это? Тетрадь по родному языку? — увидела мать.— Разве она не нужна сегодня в школе?

Мать раскрыла тетрадку и с облегчением вздохнула. Это было домашнее сочинение, уже проверенное учительницей.

— Отличная оценка! Что-то я не припомню, показывала ли мне Лида эту запись: «Ставлю тебе отличную оценку за содержание, но ты должна поработать над своим почерком. Ты пишешь небрежно, да и вся тетрадка ведется не очень аккуратно. Забываешь проставлять даты и номера уроков, не на всех страницах есть поля. Помни, что состояние тетради свидетельствует об отношении ученика к предмету».  Замечание учительницы побудило мать просмотреть всю тетрадь. Действительно, состояние тетради дочери оставляло желать много лучшего. Некоторые домашние задания были выполнены очень старательно: заголовки, подчеркнуты цветными- фломастерами, написаны крупными буквами и даже украшены миниатюрными рисунками.

Однако в тетради было совсем мало таких доказательств старательности Лиды. Остальные записи, особенно сделанные на уроках, были весьма небрежны.

Просмотрев всю тетрадь, мать еще раз вернулась к последней домашней работе, заслужившей отличную оценку. Сочинение было довольно большое, и тема его привлекала внимание: «Как я представляю себе свою, жизнь через 20 лет». Лида описывала; обычный день, своей взрослой, самостоятельной жизни. Она видела себя математиком — научным работником высшего учебного заведения. Ее муж (в сочинении он уже появился) был журналистом. Жили они в отдельном домике для одной семьи в пригороде Варшавы. У них было трое детей, легковой автомобиль, а дом и двор были полны разными животными: три собаки, две кошки, несколько хомяков и даже прирученная молодая серна, которая случайно забрела к ним из соседнего, леса.

Лида и ее муж были очень увлечены своей работой, которую сочетали с воспитанием детей и содержанием животных. Лида подчеркивала, что детей они держали в ежовых рукавицах и приучают к самостоятельности. «Я не собираюсь повторять, ошибок моей матери и баловать детей»— откровенно заявляла она. Признавала также, что поддержание чистоты в большом доме доставляет ей массу забот, но «порядок не самое важное, главное — осуществление интересов, любимая работа, а также оживленная, радостная и приятная атмосфера в доме».

Сочинение настолько увлекло мать, что она на десять минут позже обычного вышла из дому, не успев позавтракать. Действительно ли Лида стремилась в будущем вести такую жизнь, о которой писала в своем сочинении? А может быть, это плод ее весьма богатого воображения? Припомнив, как детально, рисовала Лида, обстановку дома, внешний вид мужа и детей, распорядок дня всей семьи, мать поняла, что дочь об этом мечтает. Многое в сочинении бросало свет на интересы Лиды, ее духовные запросы, а также на ее отношение к повседневной жизни.

Интерес к математике, мечты о научной работе не были для матери неожиданностью. Об этом девочка говорила не раз. Но семейная жизнь? В своем сочинении Лида отводила этому столько места! Создала образ семьи, совершенно отличной от той, в которой жила.

Лида была единственным ребенком в семье. Отец ушел, когда ей было четыре года. Мать, желая компенсировать отсутствие отца, окружила дочь вниманием и любовью. В разговорах с подругами Лида часто замечала, что у нее очень хорошая мама, которая всегда ей все разрешает. И все же в сочинении она подчеркнула, что «не собирается баловать своих детей». Неужели она не одобряет снисходительного отношения к ней со стороны матери? Может быть, Лида считает, что в многодетной семье такой метод воспитания невозможен?

Девочка мечтала иметь большую семью: мужа и троих детей. Видимо, ей недоставало не только отца, но и братьев и сестер. Жизнь вдвоем с матерью была слишком однообразной, тихой, возможно, даже тоскливой. Но ведь в их беседах Лида никогда об этом не говорила. Наоборот, она подчеркивала, что без отца, братьев и сестер ей лучше, «меньше хлопот».

В сочинении нашли свое выражение и другие мечты девочки, прежде всего желание держать дома животных, чего мать ей никогда не разрешала.

Стремление к обеспеченной жизни, к пользованию всеми достижениями цивилизации казалось матери естественным и типичным не только для Лиды, но и для всех современных детей.

Из сочинения следовало, что Лида не придает значения порядку, примирилась с этим своим недостатком и не собирается бороться с ним.

* * *

Сколько размышлений вызвал анализ одного, лишь сочинения тринадцатилетней девочки! Все ли выводы, сделанные на основании сочинения Лиды о ее переживаниях, стремлениях, запросах, убеждениях, были правильными? Может быть, и не все, однако они поставили перед матерью ряд вопросов, которые требовали разрешения с помощью наблюдений и бесед.

Анализ письменных работ дает родителям возможность лучше узнать различные особенности ребёнка. Правда, родители находятся в менее выгодной ситуации по сравнению с учителем, который может задать ученикам написать сочинение на определенную тему и на его основе разобраться в их убеждениях, взглядах, позициях, мечтах. Родители могут лишь использовать школьные сочинения. Однако и такая форма накопления знаний о детях может быть очень ценной. Поэтому полезно периодически просматривать школьные тетради ребят, обращая внимание, как на внешнюю сторону, так и на их содержание.

Что мы узнаем о детях, анализируя их тетради? Внешний вид, аккуратность или небрежность, способ ведения записей свидетельствуют об общем отношении ребенка к учебе, о чувстве долга, систематичности в работе, а также об отношении к отдельным предметам. У некоторых детей тетради по одному предмету можно считать образцовыми, а по остальным весьма небрежными. Это может свидетельствовать о неоднородности интересов. Однако в выводах следует быть осторожными. Способ ведения тетрадей зависит, между прочим, и от требований учителей.

Одни учителя обращают на тетради большое внимание, другие — мало интересуются их видом, не проверяют, так как считают главным знания ученика, а не его тетрадь. В таком случае дети, особенно старшие, загруженные школьными заданиями, подходят к делу рационально: раз учитель биологии не интересуется тетрадью по предмету, не стоит тратить время на старательное ведение записей.

Изучать внешний вид тетрадей необходимо весьма скрупулезно, учитывая свои знания о ребенке. Родители должны интересоваться всеми тетрадями ребенка, чтобы иметь возможность их сравнивать. Но больше всего важна тетрадь по родному языку.

Рассматривая содержание сочинений, можно узнать об умении ребенка выражать свои мысли с помощью письма. Одни дети устно высказываются ясно и четко, весьма богатым, ярким языком, но испытывают большие затруднения в письменном выражении своих мыслей. Другие дети пишут охотно и много, а в устной речи их высказывания весьма лаконичны.

Объем письменных работ, их качество и содержание зависят от желания высказаться. Работая над сочинением или над изложением, ребенок знает, что его будет читать учитель, а возможно, оно будет прочитано вслух в классе. Это сознание оказывает большое влияние на качество письменного задания. Иногда ребенок хочет, написать как можно больше и как можно лучше только для того, чтобы заслужить хорошую отметку, чтобы произвести впечатление на своих товарищей, понравиться, учителю. В связи с этим он не выражает своих действительных убеждений, взглядов, чувств, а пишет так, чтобы его высказывание было воспринято положительно. Неискренность может касаться разных вопросов. Например, Аня, шестнадцатилетняя ученица средней школы, в сочинении на тему «Что меня интересует больше всего?» весьма убедительно описала свой интерес к литературе и зимним видам спорта. Сочинение вызвало смех у подруг, которые прекрасно знали, что Аню интересуют больше всего мальчики и наряды.

Ребенок, находящийся в плохих материальных условиях, в семье которого царит нездоровая атмосфера, может в своем сочинении представить ситуацию, весьма отдаленную от действительной. Он думает: «Зачем всем знать, как мне плохо?» Другой пример. Богдан написал превосходное сочинение о матери, которую он потерял в раннем детстве и не помнил. Он описал свою мать так, как представлял себе,— идеальный образ. Ни один из его товарищей не мог с ним сравниться, ибо их живые матери имели те или иные недостатки, сердились на них, не выполняли все их просьбы. У Богдана мать не имела недостатков, она никогда не сердилась на сына, никогда ни в чем ему не отказывала...

Описание в сочинениях не действительного, а воображаемого образа жизни, иной семьи косвенно говорит о том, чего ребенку в его реальной жизни не хватает, что ему не нравится и что бы он хотел изменить.

Соблюдая осторожность в выводах, не принимая буквально все то, что ребенок изложил в своей письменной работе, можно на основании сочинения частично судить о его взглядах, убеждениях, душевных потребностях, эмоциональных переживаниях, интересах, мечтах, об отношении к родителям, семье, учителям и друзьям, о том, что его радует и занимает, что волнует и огорчает, что ему кажется важным и существенным.

Иногда случайно прочитанное сочинение сына или дочери может выявить некоторые особенности ребенка, ранее неизвестные родителям. Понимание именно этих особенностей, возможно, поможет объяснить мотивы его поведения или изменить воспитательные методы, которые применялись.

Иногда ребенок не скажет родителям о своих переживаниях в непосредственном разговоре, а выразит их в сочинении, поскольку ему легче написать (в это время он ни к кому не обращается, находится наедине с собой), чем высказаться вслух. 

К наиболее ценным письменным высказываниям, доступ к которым бывает весьма затруднен, относятся письма и дневники (дети пишут их редко). Без согласия ребенка читать их не следует! 

Иногда интересным документом могут быть письма, адресованные родителям. Нередко они красноречивы своей лаконичностью («О чем писать? Писать не о чем...»), которая не всегда свидетельствует об отсутствии тесного контакта с родителями (хотя иногда и свидетельствует), а преимущественно о нежелании писать. Некоторые письма бывают многословны, но бедны по содержанию. Иногда письма носят особый характер.

Однажды Гриша, студент третьего курса техникума, вручил своей матери конверт и быстро вышел из комнаты. В конверте было письмо: «Мама! Я специально ушел, чтобы ты не читала это письмо при мне. Ты знаешь ту блондинку с четвертого этажа. Это она уговорила меня признаться тебе во всем и исправиться. Я несколько раз прогулял занятия. Клянусь тебе, что этого больше не будет. Умоляю, ничего не говори отцу. Мне очень трудно сказать тебе обо всем, поэтому я пишу. Порви это письмо и сделай вид, что ты его не читала. Прости меня».

В письме было признание вины, на что юноша не мог решиться в разговоре с глазу на глаз. Мать не порвала письмо и сохранила его на память. Сын сдержал слово и больше лекций не пропускал.

Дневники, которые пишут подростки (чаще это делают девушки, реже — юноши), не содержат абсолютной правды, как это иногда кажется. Пишущий отдает себе отчет в том, что кто-то может прочитать его излияния, и, учитывая эту возможность, соответственно ограничивает свою откровенность. Даже если он искренне верит в то, что пишет только для себя, он изображает свои переживания так, как ему бы хотелось, а не так, как это было на самом деле, в действительности.

Родителей, интересующихся письменными работами, рисунками своих детей, часто восхищает своеобразная красота, специфическое обаяние детского творчества! Некоторые из этих работ стоило бы сохранить. Причем не только самые удачные, свидетельствующие о способностях, о высоком уровне развития ребенка, но и неудачные, зато чем-то характерные для того или иного возрастного периода. Стоит сохранить отдельные тетради каждого школьного года, рисунки (особенно первые) самых ранних лет, наиболее интересные сочинения, письма из лагеря.

Как приятно присесть порой у ящика, заполненного рисунками десятилетней или пятнадцатилетней давности, поздравительными письмами, школьным рукоделием, тетрадями с большими, бесформенными буквами. Эти реликвии имеют ту же ценность, что и фотографий ребенка с младенческих лет, на которые мы время от времени смотрим с умилением.

Желательно также запечатлеть некоторые высказывания ребенка, записать результаты наблюдений за его поведением. Не всегда у нас находится время для подобных записей, а позже они забываются, исчезают из памяти. Впоследствии мы сожалеем об этом, но, увы, поздно!